Когда говорить о главном?
Навязывать веру может глупец или злодей
О примерах удачного опыта преподавания основ православной, исламской и буддийской культуры «СтоЛИЧНОСТЬ» уже рассказывала (см. №№ 17, 18, 19 за 2013 г.). В России совсем немного школ, где в рамках изучения «Основ мировых религиозных культур и светской этики» детей знакомят с иудаизмом. Об особенностях преподавания этого предмета - Александр Рохлин, учитель петербургской негосударственной общеобразовательной школы «Менахем».
«СтоЛИЧНОСТЬ»: Не сложно ли было готовиться к этому предмету, ведь коллег у вас практически нет?
Александр Рохлин: Наша школа активно сотрудничает с русскоязычными преподавателями из Израиля, которые обладают богатой в культурологическом смысле базой. Они нам помогают: обучают, готовят для нас материалы. Поэтому мне, думаю, было проще, чем, возможно, некоторым коллегам из других школ.
- Когда данный предмет только ввели в школьную программу, он вызвал массу споров. Нашлись и сторонники, и противники нововведения. Основной аргумент последних - детям в образовательных учреждениях пытаются навязать определённую конфессионную самоидентификацию.
- Это не так. Я вообще считаю, что в наше время навязывать человеку какую-либо религию, даже если это связано с определённой национальной принадлежностью, может либо глупец, либо злодей. Наша задача - всего лишь дать ребёнку информацию, причём она должна преподноситься как можно более отстранённо и безоценочно. Если навязывать знания по физике или биологии - это одно. И совсем другое дело - основы религиозной культуры. Здесь при преподавании как никогда важна аккуратность, чтобы не вызвать у ребёнка протеста и отторжения.
- У некоторых есть претензии к самому учебнику «Основы религиозной культуры». Говорят, он слишком тяжёл для восприятия. Вы как думаете?
- В процессе обучения, причём любому предмету, учебник - дело второе. Во все времена бывали более чем странные школьные пособия, и во все времена существовали замечательные преподаватели. Главное для учителя - насколько он способен раскрыться перед детьми и насколько ученики готовы это раскрытие принять. Уроки, а особенно по такому специфическому предмету, должны строиться на абсолютном доверии преподавателя и учащегося. Немаловажна и заинтересованность школьника.
Честно говоря, мне больше приходится строить уроки на дополнительном материале. И при этом я всегда ориентируюсь на то, что интересно детям, о чём они спрашивают, о чём хотели бы узнать и поговорить. Вообще считаю, что в идеале надо давать знания, когда они востребованы. И если у школьника есть вопрос, учитель должен постараться найти ответ. Кстати, дети нередко задают такие задачки, что их решение найти не всегда возможно.
- Ваши коллеги по другим блокам предмета рассказывают, что немалую часть занятий предпочитают проводить на выезде - в музеях, храмах, культурных центрах...
- В этом отношении мы оказались в специфическом положении. Конечно, религиозная культура любого вероисповедания содержит огромный пласт реликвий и уникальных с исторической точки зрения ценностей. Однако не стоит забывать, что история еврейского народа практически на протяжении любой эпохи была весьма трагична. Вместе с уничтожением людей стирали с лица земли и культурные памятники, поэтому очень немногие из них сохранились до настоящего времени. И, для того чтобы показать школьникам материальные вещи, связанные с историей еврейского народа, нам приходится проделывать колоссальную работу: по крупицам собирать экспонаты, уникальные документы и изображения.
- «Основы религиозной культуры» преподают в 4-м классе. Не рановато ли?
- Мне кажется, что в 10 лет ученик уже вполне может заниматься вопросами самоидентификации и формировать религиозное мировоззрение. Что касается иудаизма, то по еврейским традициям уже трёхлетний ребёнок начинал учить Тору. Вообще, чем человек умнее с детства, тем проще ему будет в старости.
- 03 декабря 2024 18:47
-
Правило большого мегаполиса: приезжего поддержат земляки
03 декабря 2024 18:38 - 12 ноября 2024 19:36
- 12 ноября 2024 19:18