Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России33 голоса22%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов5%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души22 голоса15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках23 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения61 голос41%
Предыдущие опросы

Образование12 ноября 2024 19:36Автор: Армен Мурадя

Капитан поморского карбаса

Фото: АНО «Товарищество поморского судостроения»
На традиционном поморском карбасе команда Евгения Шкаруба бороздила Белое море.

Путешественник Евгений Шкаруба прошёл по морскому пути покорителей Сибири.

День Сибири – этого сурового и прекрасного региона – отмечался 8 ноября. В честь праздника в Московском доме национальностей была организована встреча с уроженцем Новосибирска Евгением Шкаруба – путешест­венником, исследователем Русского Севера, руководителем клуба «Морские практики» и директором АНО «Товарищество поморского судостроения». Он рассказал об экспедиции «Мангазейский морской ход», из которой совсем недавно вернулся.

«Матера»

Экспедиция «Мангазейский морской ход» стартовала из Архангельска в июне 2024 года на специально построенной для этого поморской лодке – карбасе. Назвали судно «Матера», что с языка поморов переводится как «материк».

«Наш проект посвящён освоению Севера и включает в себя три больших раздела. Первый – доказательство того, что мы умели быстро строить надёжные деревянные суда. Карбас – большая двухмачтовая лодка на шесть вёсел – вмещает в себя 7–8 человек. Строится он месяц или полтора, а потом служит 10–15 лет. Что мы и сделали – нарубили леса и за месяц построили судно без единого гвоздя, по старинным технологиям поморов. Так что эта старая традиция более чем живая. Есть ещё на берегу Белого моря мастера, которые умеют делать карбасы. И очень важно это поддерживать, потому что уйдёт такое строительство, уйдёт такое мастерство, и его уже не восстановишь», – говорит Евгений Шкаруба.

За время экспедиции карбас с парусами показал себя как надёжное судно. Сейчас лодка выставлена в Музее Москвы. Фото: АНО «Товарищество поморского судостроения»

Сложности волочения

Вторая задача, которую ставили перед собой участники экспедиции, – воспроизвести умение проходить волоки – перевалы в верховьях рек, через которые суда с товарами «волочили», то есть тащили, подкладывая под них катки из брёвен. Способ тяжёлый, но при отсутствии соединяющих реки каналов иначе передвигаться было невозможно.

«Преимущество поморов перед другими мореплавателями было в том, что дно их судов было достаточно плоским. Это помогало им проходить волоки. С одной стороны, в волочении судна по суше нет ничего сложного. С другой – это тяжёлый физический труд. Карбас сначала надо разгрузить, затем по определённой технологии переправить к воде, затем снова загрузить. Это отнимает много сил и времени, тем более если таких волоков в путешествии встречается несколько», – поясняет Шкаруба.

Экспедиция проходила по одному из самых опасных и трудных путей, который ведёт с севера на восток: Белое, Баренцево и Карское моря, Канинский и Ямальский волок – 3,3 тыс. километров. За это время команда боролась с сильными течениями, встречным ветром и даже дрейфовала примерно неделю, когда судно оказалось в капкане из огромных льдин. Кстати, умение ходить во льдах на поморском судне Шкаруба называет третьей задачей, которая стояла перед участниками этого путешествия.

Все эти навыки, как и сам Мангазейский морской ход, позволили русским мореплавателям-поморам освоить Север гораздо быстрее других, более развитых «морских» держав – Англии, Голландии и Испании, и навсегда закрепить эти земли за Россией.

Столица пушнины

Через два месяца после начала экспедиции, 26 августа, её участники прибыли в Мангазею, пушную столицу Сибири XVII века. Город этот, основанный российскими колонистами в 1601 году, просуществовал совсем недолго. Уже в 1620 году царским указом плавание «морским путём», через ямальский волок в Мангазею, было запрещено под страхом смерт­ной казни.

О причинах запрета историки спорят до сих пор. По одной из версий, это следствие отсутствия возможности контролировать морской путь. По другой – интриги купеческого сословия, которым поморы подрывали монополию на пушнину – главную валюту того времени. Есть даже версия, что указ продавили Анг­лия и Голландия в надежде позже захватить и поделить северные земли. Но факт остаётся фактом – после введённого запрета город Мангазея, оставшись без товаров, которые получал из Архангельска, прекратил своё существование. Но осталась легенда о «Мангазейском морском ходе», которую «оживила» экспедиция Евгения Шкаруба.

Эксперимент удался

«Путешествие было разбито на пять этапов. В каких-то определённых точках нас уже дожидались участники и менялась часть команды на новых членов. В итоге в экспедиции приняли участие 24 человека. Никто не пострадал, никаких травм не было, заболевших тоже. Признаюсь, даже аптечку практически не открывал, хотя иногда приходилось сушить одежду прямо на себе, потому что запасные комплекты тоже были мокрые», – рассказывает путешественник.

По его словам, главное впечатление от экспедиции – люди. К примеру, ненцы на реке Таз к морякам на деревянной лодке отнеслись с недоверием, но, узнав об их цели, прониклись уважением и постоянно подкармливали свежевыловленной рыбой.

«Они даже предлагали прицепить нас к барже, чтобы мы быстрее добрались до пункта назначения. Но мы объяснили, что у нас эксперимент – идём на вёслах и под парусами, чтобы понять, как это делали наши предки. Тогда ненцы, наконец, приняли правила игры. Про нас знали уже по всей реке и помогали чем могли, буквально передавали с рук на руки», – улыбается Евгений Шкаруба.

В отличие от древних поморов, его команда пользовалась современными навигационными приборами. Но Евгений считает, что это необходимость. Если раньше особенности маршрута передавались из поколения в поколение, то теперь приходится действовать вслепую, и навигатор зачастую единственный помощник.

Во время экспедиции Евгений вёл научный дневник путешествия, команда сняла видеофильм, сделала огромное количество фотографий. А во время остановок участники экспедиции читали в местных школах лекции, принимали экскурсионные группы на карбасе «Матера», рассказывали, как его строили. В общем, занимались тем, чем и должны заниматься настоящие путешественники-энтузиасты – просвещением.

Кстати

Сейчас в Музее Москвы проходит выставка «Мангазейский морской ход: технология открытий», которая рассказывает о путешествии команды «Товарищества поморского судостроения» из Архангельска в Мангазею. На ней можно увидеть тот самый карбас «Матера», на котором путешествовала команда Евгения Шкаруба, а также артефакты, найденные во время экспедиции. 

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru