Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России34 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов5%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души22 голоса15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках24 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения61 голос41%
Предыдущие опросы

Образование26 января 2022 21:38Автор: Татьяна Уланова

Это не только еврейская трагедия

Фото: «Мастерская Брусникина»
Спектакль «Чёрная книга Эстер» Евгении Беркович раскрывает тему ксенофобии как общую цивилизационную проблему, принимающую разные обличья на протяжении многих столетий

Холокост — одна из величайших катастроф в истории человечества. Знать о нём необходимо. Прежде всего для того, чтобы подобное никогда не повторилось.

Чтобы люди не забывали

В Москве и ещё 80 регионах страны проходит «Неделя памяти жертв Холокоста». Это цикл мемориальных и образовательных мероприятий, приуроченных к Международному дню памяти жертв Холокоста, который отмечается 27 января. В 1945 г. в этот день Красная армия освободила Освенцим.

Москва проводит «Неделю памяти жертв Холокоста» в восьмой раз. Впрочем, «неделя» – понятие условное. Мероприятий (и офлайн с соблюдением всех антикорона­вирусных мер, и онлайн) так много, что акция продлится с 18 января по 4 февраля. Организатором выс­тупает Российский еврейский конгресс (РЕК) при поддерж­ке Правительства Москвы, Федерального агентства по делам национально­стей и Центра «Холокост». 

Дела срочные и дела важные 

«Мы не только вспоминаем о 6 млн жертв Холокоста, но и чтим память солдат-освободителей, победивших нацизм, – рассказывает исполнительный директор РЕК Анна Бокшицкая. – В этом году несколько скорб­ных дат связаны с историей Холокоста, еврейским сопротивлением и попытками уничтожения еврейской культуры. Это три 80-летия – конференции в Ванзее, расстрелов в Змиевской балке и создания Еврейского антифашистского комитета во главе с Соломоном Михоэлсом. А также 70-я годовщина физического уничтожения лидеров ЕАК».

У посла Израиля в России Александра Бен Цви своя трагическая история, связанная с Холокостом. Родился в украинских Черновцах, отец во время Великой Отечественной был тяжело ранен под Сталинградом, тётя и двоюродная сестра погибли в концлагере.

«Есть разница между делами срочными и делами важными, – отметил Бен Цви на церемонии открытия. – Пандемия, экономика – это дела срочные, мы их решим. А дела важные мы должны делать всё время: помнить нужно всегда. Чтобы отдать честь тем, кто не пережил эти ужасы и страдания. И чтобы продолжить борьбу с антисемитизмом, проявления которого мы видим каждый день во всём мире. Ведь, если люди забывают историю, им приходится её повторять. А мы не хотим, чтобы так было».

«Эскизы к Закату»

На открытие «Недели памяти» в Цифровом деловом пространстве Москвы пришли режиссёр Дмитрий Астрахан, продюсер Александр Роднянский, телеведущий Владислав Флярковский, посол Литвы Эйт­видас Баярунас и посол Венгрии Норберт Конкой, актёр Павел Галич, галерист Марат Гельман, политолог Марк Урнов, режиссёр Елена Якович. Вместе с другими гостями они смогли послушать сюиту Леонида Десятникова «Эскизы к Закату». Композитор сочинил её для фильма Александра Зельдовича «Закат» по мотивам пьесы Исаака Бабеля. Приключения еврейского гангстера Менделя Крика происходят в Одессе во время Первой мировой, поэтому для музыкальной темы Десятников соединил мотивы танго и клезмера. 

Главное событие «Недели» традиционно пройдёт в театре «Геликон-опера» 27 января. Это мемориальный вечер «Хранитель памяти», на котором РЕК вручает одноимённую премию тем, кто внёс особый вклад в сохранение памяти о Холокосте. Среди тех, кто уже является её лауреатами: освободитель Освенцима Иван Мартынушкин (18 января, в день открытия «Недели памяти», ему исполнилось 98 лет), президент Фонда «Холокост» Алла Гербер, драматург Александр Гельман, режиссёры Дмитрий Бертман и Алексей Федорченко, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, глава ФАДН Игорь Баринов, губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.

Любой гость вечера и зритель онлайн-трансляции может сделать благотворительное пожертвование. Собранные средства будут направлены на установку памятников жертвам Холокоста в местах массовых захоронений евреев.

«Хроники Катастрофы»   

Особое место в «Неделе памяти» занимает кинофестиваль «Хроники Катастрофы». Это два десятка картин, показанных на пяти площадках. Как говорят организаторы, кино – первый помощник в разговоре о Холокосте с неевреями. 

В день открытия состоялась россий­ская премьера фильма «План А» израильских режиссёров брать­ев Йоава и Дорона Пас. Это история о группе переживших Холокост евреев, которые решили отравить систему водоснабжения в Германии, убив 6 млн фашистов. 

Ещё один фильм, который вряд ли оставит кого-то равнодушным, – «Бабий Яр. Контекст». В минувшем году он получил спецприз жюри Каннского кинофестиваля и Гран-при «Золотой кентавр» XXXI Международного фестиваля «Послание к человеку».

Кадр из фильма «Бабий Яр. Контекст», режиссёр Сергей Лозница.

Картину снял Сергей Лозница – украинский режиссёр белорусского происхождения, уже 20 лет живущий в Германии. Он стал первым лауреатом приза «За сохранение в кино памяти о преступлениях против человечности», который с 2022 г. вручается на фестивале. 

В основе двухчасовой ленты – архивные материалы, прямо или косвенно связанные с трагедией в Бабьем Яру, которая унесла 33 тыс. жизней. Фильм смотрится как симфония и воспринимается как математическая формула, отмечают видевшие его. То, как Лозница работает с исторической хроникой, сродни работе композитора и математика одновременно (по первому диплому Сергей как раз инженер-математик). И каким же точным становится название «Бабий Яр. Контекст»! Без кадров горящих сёл и городов, расстрелов и взрывов целых кварталов невозможно понять масштаб страшных событий, происходивших в Киеве.  

Другие «помощники» в разговоре о Холокосте – театральные постановки: «Кабаре Терезин», «Чёрная книга Эстер», «Двое. Чаплин и Михоэлс», «Фаина. Эшелон». А ещё конференции, вебинары. И обязательные разговоры о праведниках народов мира – простых людях, которые, рискуя жизнью, спасали евреев от неминуемой гибели. 

#Мы помним

У «Недели памяти» есть и масштабная между­народная акция в соцсетях «Мы помним»/We remember». Она проходит до конца января и объединяет противников любых форм ксенофобии. Участвовать может каждый: достаточно сфото­графироваться с листом бумаги, на котором написано название акции, и выложить снимок на своей странице с хештегами #мыпомним и #weremember. Таким образом будет зажжена виртуальная «Свеча памяти». Организаторы рассчитывают побить прошлый рекорд (1,5 млн человек в 50 странах) по числу участников в России и за границей.

В Международный день памяти жертв Холокоста зажигают свечи.

«Зачем нужна эта акция? – рассуждает Анна Бокшицкая. – В социальных сетях большая аудитория, в том числе нееврейская. Часть её, возможно, никогда не слышала о Холокосте и не понимает, о чём призывают помнить. Но, проводя акцию, мы надеемся увеличить охват людей, которые будут знать о трагедии. Почему важно говорить об этом? Холокост – не только еврейская трагедия. Она выходит за рамки национальности. Знания о Холокосте – это прививка против антисемитизма».

«Наши «Недели памяти» начинались с церемоний, собраний, лекций, выставок, кино- и театральных премьер в Москве. Затем они стали традицией, распространились практически по всей России и давно не воспринимаются как чисто еврейское начинание, – заключает президент РЕК Юрий Каннер. – На мой взгляд, это самое важное, что произошло: Холокост стал часть­ю общечеловеческой истории. Даже не только истории, но и гуманистического мировоззрения».

«Живая или нет – я тебя люблю» 

Освенцим (нем. Аушвиц) – крупнейший и наиболее долго действующий (с 20 мая 1940 г. по 27 января 1945 г.) нацистский лагерь уничтожения, где погибли 1,1 млн человек, из них 1 млн ­евреев. Он стал одним из главных символов Холокоста.

Заключённые концлагеря Освенцим смотрят в объектив из-за колючей проволоки, 27 января 1945 г.

27 января 1945 г. в ходе Висло-Одерской операции войск 1-го Украинского фронта под командованием маршала И. С. Конева Красная армия освободила конц­лагерь. Первыми в Освенцим вошли части 100-й стрелковой дивизии генерал-майора Красавина. Также в операции участвовали бойцы 107-й, 286-й и 322-й стрелковых дивизий – представители 40 национальностей. 350 солдат и офицеров Красной армии тогда погибли.

Информационный бюллетень политуправления 1-го Украинского фронта о немецком лагере смерти Освенцим.

«Бой возле города Освенцим. Встреча с освобождёнными из лагеря русскими. Большой лагерь – 100 тыс. человек. Взрослые и дети были сожжены здесь. 12 вагонов только с детскими вещами были отправлены [в Германию]», – писал в дневнике в январские дни 1945-го лейтенант Василий Громадский.

«Не успели их добить»

Накануне наступления наших войск нацисты угнали трудоспособных узников Аушвица «маршем смерти», оставив в лагере 7 тыс. человек – крайне истощённых, а потому считавшихся «безнадёжными». Тем не менее большую их часть советские врачи спасли. У них уже был опыт лечения «блокадников». Символично, что Международный день памяти жертв Холокоста и День полного освобождения Ленинграда от блокады отмечаются в один день – 27 января.

Одним из медиков, оказывавших помощь, был Иосиф Фридлянд, в январе 1945-го – майор медслужбы, главный токсиколог 60-й армии, развернувший первые два терапевтических госпиталя для узников.

«Повсюду встречаем следы жутких преступлений и издевательств немцев над людьми, – делился Фридлянд в письме к родным 7 февраля 1945-го. – Несколько тысяч больных остались, т. к. немцы не успели их добить. Я… каждый раз уходил со всё более и более тяжёлым чувством. Такого ужаса люди никогда ещё не переживали».

9 однофамильцев Либермана

«Сухое лето, сгоревшие цветы олеандра. Еврейские дни дошли и до нас. В Париже, говорят, взяли 40 000. Хватают по ночам, 10 минут на сборы. И мужчинам, и женщинам бреют головы – и затем человек исчезает без следа». Эту запись 1 сентября 1942 г. оставил в дневнике нобелевский лауреат писатель Иван Бунин. Вместе с супругой Верой он 10 дней (август-сентябрь 1942 г.) скрывал в своём доме на юге Франции пианиста Александра Либермана, родившегося в Стародубе Чернигов­ской губернии (сейчас Брянская область), и его жену Стефани. Тогда за один только месяц в лагеря смерти были отправлены 11 тыс. евреев без французского гражданства. Каждый день проходили облавы, аресты.

Спустя 20 с лишним лет сам Либерман напишет:

«Жаркий летний день в августе 1942 года. Подпольная француз­ская организация оповестила нас, что этой ночью будут аресты иностранных евреев… В этот момент зашёл Иван Алексеевич. С удивлением спросил, в чём дело, и… стал настаивать, чтобы мы немедленно поселились в его вилле. Мы сначала отказывались, не желая подвергать его риску, но он сказал, что не уйдёт, пока мы не дадим ему слова, что вечером будем у него».

Для Буниных это был подвиг: взявшись укрывать евреев в своём доме, они могли пострадать сами. За виллой даже была вырыта яма, чтобы в случае облавы Либерманы могли спрятаться там. А в эти дни 9 однофамильцев пианиста были расстреляны в его родном Стародубе.

Укрытие нашёл в доме Бунина и его коллега, уроженец Киева Александр Бахрах, вся семья которого была уничтожена в Бабь­ем Яре в 1941-м. Сам он ещё до войны принял лютеранство, но документы не сохранились, а значит, была постоянная опасность, что его схватят как еврея, депортируют, убьют. На бунинской вилле Бахрах прожил больше 4 лет. Вера Николаевна даже помогла ему окреститься, и при задержании эсэсовцами документ о православии спас Бахраху жизнь.

Письмо матери

А вот ещё одна трагедия. СССР. Орёл. Март 1942-го.

«Ты никогда не узнаешь – как умерла мать. Больше того – ты не будешь знать, умерла ли? Я тебя прошу – не задумывайся над этим вопросом – помни, что таких, как мы, много. И живая или нет – я в равной степени тебя люблю, и, если не будет с тобой живой матери, пусть мой образ хранит тебя от бед и ошибок».

Это одно из двух писем, которые написала перед гибелью 9-летнему сыну Вове Вера Левина. Ей удалось передать их подруге. И в 1944-м, вернувшись с бабушкой из эвакуации в Орёл, мальчик смог их прочесть.

В Орловской области было уничтожено 1 тыс. евреев. А по всей территории СССР оккупационные войска создали 1 тыс. гетто. Голод, инфекции, отсут­ствие лекарств, нехватка одежды и обуви, дров и угля… Люди умирали здесь сами. От физического истощения и болезней. Те, кто был покрепче, работали по принуждению. Буквально на износ.

Карта с указанием гетто и концлагерей, освобождённых Красной армией.

Одной из 18 тыс. узников Брестского гетто была мать Менахема Бегина (премьер-министр Израиля в 1977–1983 гг., лауреат Нобелевской премии мира) Хася Бегин. Из всей еврейской общины Бреста в 25 тыс. человек войну пережили только 19.

Сухие страшные цифры: в России уничтожено 200 тыс. евреев. В Белоруссии – 800 тыс., в Латвии – 77 тыс., в Литве – 220 тыс., в Молдавии – 200 тыс., в Эстонии – 1 тыс., на Украине – 1 млн 300 тыс.

Расстреляны, сожжены, закопаны

Большую часть узников гетто оккупанты уничтожили за несколько месяцев 1941–1942 гг. В крупных гетто Вильнюса, Львова, Минска акции продолжались до осени ­1943-го. Часть людей переводили в рабочие, концлагеря и лагеря смерти.

Местом самого массового уничтожения евреев на территории РСФСР стала Змиёвская балка – российский Бабий Яр. Здесь были убиты 28 тыс. евреев. В 2022-м – 80-я годовщина этой трагедии. И, может быть, появится в Змиёвской балке стела с именами погибших там людей. РЕК уже установил сот­ню памятников в местах массового уничтожения евреев, но всего таких мест 500 (в границах СССР 1941 г. – 2,5 тыс.). А к монументам нужны ещё дороги…

Расстреляны. Сожжены. Закопаны живыми в землю. Утоплены в реках и болотах. Повешены… Такой оказалась участь 2 млн 800 тыс. евреев – жителей СССР. Почти половина всех жертв Холокоста.

Фото «Мастерская Брусникина» 

Редакция благодарит Научно-просветительный центр «Холокост» за предоставленные документы и фотоматериалы.

нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru