В чуме ждёт рассвета...
Чем отличаются жилища кочевников и как они устроены/
Тысячи представителей малочисленных народов российского Севера сегодня постоянно живут в чумах, ярангах и балках – традиционных жилищах кочевников.
О том, как они устроены и чем отличаются, «СтоЛИЧНОСТИ» рассказал антрополог, аспирант Института этнологии и антропологии РАН, экскурсовод Музея кочевой культуры в Москве, специалист по культурам кочевников-оленеводов Станислав Терешков.
Чум
Это переносное жилище кочевников-оленеводов. Часто им пользуются представители малочисленных народов Северо-Западной Сибири, в том числе коренные жители полуострова Ямал – ненцы и ханты.
Основа чума – конусообразная конструкция из длинных шестов, связанных пирамидкой. Форма в виде конуса удобна тем, что снег с него соскальзывает, чум не проседает, и при переносе с места на место чум не приходится откапывать. Один из способов его установки – треногой связываются три шеста, а остальные накидываются сверху. В другом варианте два боковых шеста соединяются друг с другом с помощью петли из верёвки или цепи. Этот вариант сложнее, но у него есть очевидный плюс: если даже половина шестов сломается, конструкция не рухнет. Шесты заготавливают зимой в лесотундре. Чем их больше, тем значительнее размеры чума.
Остов из 25–40 шестов в два слоя накрывают несколькими «нюками» – покрышками из оленьих шкур. Затем их натягивают, завязывая верёвками. Зимой «нюки» кладутся мехом внутрь и мехом наружу. Летние покрышки сегодня делают из брезента или сукна. Раньше для этого использовали бересту. Дело это было нелёгкое – для изготовления такой бересты её надо было вываривать в рыбьем жире, чтобы она стала мягче.
Чум – жилище вместительное, на его покрытие идёт много шкур. А значит, чтобы жить в нём, нужно держать довольно большое стадо. Летом разобранные чумы перевозятся на тех же нартах, что и зимой, – разница лишь в том, что олени тащат нарты по земле и траве. Лишнего груза при этом с собой не берут: оставляют в тундре несколько нарт, где складывают всё лишнее: «нюки», доски, которые в холодное время стелют на пол, печки, тёплую одежду и пр. А осенью по первому снегу всё это забирают.
В центре чума находится очаг: летом это открытый огонь, зимой – железная печка-буржуйка, которую кочевники возят с собой. Она даёт тепло, и на ней готовят еду. Летом огонь даёт ещё один очень важный ресурс – дым. Помимо того что он отгоняет комаров, с его помощью можно прокоптить не только продукты, но и меховые изделия, что является важной частью процесса их изготовления. Как правило, в чуме тепло – не меньше плюс 15–20 градусов. В одной половине его по кругу лежат спальные принадлежности, верхняя одежда и личные вещи хозяев, подушки и циновки, а в другой – генераторы, бензопилы и прочая техника.
В чуме могут жить две родственные семьи: каждая на своей стороне. На стоянке обе семьи собирают чум сообща.
Над постелями укрепляют полог из ситцевой ткани. На ночь его опускают, и получается маленькая палатка. Зимой она помогает сохранить тепло, потому что утром нагретый с вечера чум вымораживается. Спят обитатели чумов на шкурах, а накрываются ягушками – верхней женской одеждой. Ноги их в меховой обуви при этом не лежат на шкуре, а покоятся на досках пола или просто на земле. Ягушки разворачивают на ночь, а утром скатывают к шестам.
Яранга
Яранга – передвижной дом чукчей. Его конструкция обусловлена климатом этих мест. Яранга устроена так, чтобы выдерживать все ветровые нагрузки. Для этого на куполообразный каркас из шестов, стянутых ремнями, надевают ретэм – покрышку, сшитую из стриженной под 1 см оленьей шкуры. Искусственные синтетические материалы для покрытия яранги не прижились, поскольку на морозе трескались и ломались, а летом не защищали от жары. К тому же при нагревании они неприятно пахли. Крышу яранги подпирают Т-образными жердями, которые чукчи называют «самолёты». Получается округлое прочное строение, более приземистое по сравнению с чумом и способное устоять во время самой сильной пурги. В тундре, в отличие от лесотундры, очень мало деревьев и, соответственно, древесины. Зачастую не хватает топлива для очага или печи. Поэтому яранга не отапливается, в ней реально холодно. Ретэм защищает от ветра, осадков, но не от мороза. Люди в жилище ходят в меховой одежде и греются за счёт движения.
Самое тёплое место – полог из нестриженых оленьих шкур в виде прямоугольника в среднем длиной 2 м и высотой 1,5 м (размеры варьируются). Это «комнатка», в которой с помощью лампы поддерживается плюсовая температура. В лампе горит жир морского зверя или жир, вытопленный из перемолотых костей оленя, фитиль делают из мха или из тряпки. Могут поставить в полог и примус. И если снаружи яранги температура будет, скажем, – 40, внутри – на несколько градусов теплее, в спальном пологе стабильно +25. Поэтому спят там голыми или в нижнем белье, а если становится слишком жарко, высовываются наружу, чтобы охладиться, а потом заползают обратно. Из-за такого перепада температур в пологе образуется конденсат, поэтому время от времени его приходится снимать и вымораживать на свежем воздухе, выбивая конденсат колотушками – как у нас выбивают ковры и половики.
Балок
Балок (нартяной чум) – это тёплый передвижной дом на санях-нартах, который используется у ненцев на востоке Ямало-Ненецкого округа, нганасан и долган Таймыра. Его перевозят с места на место с помощью оленей, снегохода или трактора. Изначально это жилище появилось там под влиянием русских купцов – как представление местных народов о «русском комфорте».
Традиционно стены балков делали из оленьих шкур. Сегодня на деревянный каркас, стоящий на полозьях, натягивают брезент и утеплитель типа минеральной ваты. Под ногами – прочный дощатый пол. Есть одно или два окна со стёклами. При входе в балок стоит печка-буржуйка, на которой готовят еду, в потолке имеется отверстие для дымовой трубы. В дальнем конце домика – спальные места с топчанами и шкурами. У балка есть свои преимущества: например, его гораздо проще отапливать, чем чум. К тому же такие мобильные каркасные дома очень удобны при перекочёвках. Балок перевозят без людей, а вещи укладывают так, чтобы они не «летали» внутри него во время движения. По приезде же на новое место не нужно ничего собирать и ставить заново. Однако жизненного пространства в балке меньше.
Где ещё живут кочевники?
Юрта – переносное каркасное жилище у башкирских и монгольских кочевников. Его стены сделаны из войлока (спрессованной шерсти), натянутого на деревянный решётчатый каркас. Ставится юрта всегда входом на восток. Окон в ней нет, источником света является дверь. Левая часть юрты мужская: там находятся конская упряжь, инструменты, оружие и др. В правой части – кухня, утварь, детские и женские вещи. Иногда помещения отделяют занавесками. В центре очаг, над ним дымовое отверстие. Стены украшают яркими коврами и шёлковыми тканями. У входа хранят семейные реликвии, ценности, туда же приглашают гостей.
Иглу – зимнее жилище эскимосов. Это постройка диаметром 3–4 м и высотой 2 м из снежных или ледяных блоков. Если снег глубокий, вход в неё делают в полу, а ко входу сквозь снег прорывают небольшой туннель. При неглубоком снеге вход устраивают в стене, к которой достраивается коридор из тех же блоков. Свет проникает прямо через стены. Внутри иглу устилают шкурами, для обогрева используют плошки-жирники. Из-за нагревания внутренние поверхности стен оплавляются, но стены не тают, потому что избыточное тепло выходит наружу сквозь снег. Большие иглу могут вместить до 20 человек, нередко несколько иглу объединяют с помощью туннелей.
Вигвам индейцев Северной Америки похож на шалаш: его основу составляют воткнутые в землю по кругу или овалу гибкие стволы деревьев, которые, сгибаясь концами, образуют свод. Остов покрывают корой, ветками и циновками, полосами берёзовой коры.
Шатёр – жилище бедуинов. Это временное лёгкое жилище с каркасом из жердей, на который натягивают ткань или кожу. Жерди удерживают в вертикальном положении с помощью верёвочных растяжек. В целом шатёр похож на большую палатку и достаточно прочный. Шатры бедуинов, например, сделаны из очень прочной и грубой ткани из козьей шерсти чёрного цвета. Она настолько плотная, что не промокает под дождём.
Фото Валерия Тишкова, arcticphoto.com
- 03 декабря 2024 18:47
-
Правило большого мегаполиса: приезжего поддержат земляки
03 декабря 2024 18:38 - 12 ноября 2024 19:36
- 12 ноября 2024 19:18