Он спасал Москву
В Подмосковье открыли памятник генералу Белобородову.
На 41-м км Волоколамского шоссе 20 февраля установили памятник дважды Герою Советского Союза генералу Афанасию Белобородову.
«Почему Белобородов? Да вот один только факт о нём – просьба похоронить рядом с братской могилой, на этом последнем рубеже, где погибли его бойцы-земляки, – говорит Герой России, военный лётчик, служивший в Афганистане, Евгений Зеленов. – Вот как человек переживал за гибель своих воинов».
Комдив родом из Сибири
Торжественная церемония на территории мемориального комплекса «Рубеж славы» открыла череду юбилейных мероприятий, посвящённых 80-й годовщине битвы за Москву осенью – зимой 1941–1942 гг. «Благодаря командованию Афанасия Белобородова советские войска дали отпор врагу в переломные дни битвы за Москву. И наш долг – увековечить имя генерала для будущих поколений», – отметил руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы Виталий Сучков. Памятник, созданный скульптором Салаватом Щербаковым, станет историческим и культурным наследием не только Москвы, но и всей России. Нынешние школьники – это уже правнуки тех солдат, что стояли за Москву. И с каждым новым поколением живая память о тех днях уходит всё дальше, всё меньше остаётся среди нас тех, кто был свидетелем и участником страшных событий. Вот почему так важно напоминать ныне живущим, что случилось 80 лет назад.
Деревенский парнишка из Иркутской губернии Афанасий Белобородов ушёл добровольцем в партизанский отряд в 16 лет, воевал в Забайкалье против колчаковских войск. С ноября 1929 г. участвовал в боях на Китайско-Восточной железной дороге и был награждён первым орденом Красного Знамени. В Великую Отечественную стал дважды героем за освобождение Витебска и штурм Кёнигсберга. Но самым главным в своей ратной жизни считал битву под Москвой.
«Сдал Истру? Сам и возьмёшь!»
В августе 41-го полковника Белобородова назначили командиром 78-й стрелковой дивизии, штаб которой находился в Хабаровске. 14 октября дивизия получила приказ грузиться в эшелоны, направлявшиеся в Подмосковье, в район Истры. Оттуда тяжело отступали и встали намертво на рубеже посёлков Снегири и Ленино – теперь здесь расположен мемориальный комплекс «Рубеж славы».
«Мы тогда ещё жили в Хабаровске, – вспоминает сын генерала Владимир Белобородов. – Помню, мама сфотографировалась с двумя сыновьями и послала письмо и карточку отцу на фронт со словами, что в семье всё нормально, мы желаем боевого успеха и ждём. И письмо это пришло как раз в самые трудные дни московской битвы. Дивизия отца только что сдала Истру. Ему тут же позвонил начальник штаба Западного фронта Соколовский. «Ну что, Белобородов, сдал Истру?» – «Сдал». – «Так вот командующий фронтом просил передать: раз сам сдал, сам и забирай обратно. Но ты уже не полковник, а генерал-майор. И дивизия твоя не 78-я стрелковая, а 9-я гвардейская стрелковая». Дрались они – дай бог каждому. И именно во время отступления получили гвардейские звания только две дивизии – 8-я Панфилова, который воевал на правом фланге армии Рокоссовского, и 9-я отцовская, стоявшая на левом фланге».
В бой идут сибиряки
К тому времени все уже – и наши, и немцы – знали, как воюют сибиряки. Против Белобородова немцы направили три дивизии, в том числе знаменитую моторизованную дивизию СС «Рейх». Последний, решающий удар против армии Рокоссовского немцы предприняли в ноябре вдоль Ленинградского и Волоколамского шоссе, которые смыкались дальше в районе метро «Сокол». До него оставалось 20 км…
«Суровые сибирские условия жизни сформировали и особый характер людей, – считает исполнительный директор «Иркутского землячества «Байкал» Галина Миронова. – Здесь люди на протяжении многих веков подставляли друг другу плечо, без этого в Сибири не выжить. Само население исторически многонациональное – и русские, и татары, и буряты, и сосланные поляки, которые всегда жили вместе. В советский период на территории Иркутской области было 15 комсомольских строек, в них участвовали больше миллиона людей – русские, белорусы, украинцы, болгары и др. Многие из них потом тоже осели в сибирских краях. Многие ребята – охотники, знали, как обходиться с ружьём. Так что навыки сибиряков сыграли очень большую роль в том, что именно под Москвой в лютые морозы зимы 1942-го (у нас в Сибири и до минус 50 доходит) они выстояли против немцев. А в 1945 г. 1-я Краснознамённая армия Белобородова прорвалась к Харбину, сердцу японской Квантунской армии, которая держала в страхе Китай. Неслучайно Белобородов, человек корнями из Сибири, принимал Парад Победы над Японией в Харбине в сентябре 1945-го. А в 1965 г. командовал возрождённым Парадом Победы на Красной площади».
«До смерти четыре шага»
Кстати, знаменитая песня «Землянка» была написана в окопах дивизии Белобородова во время обороны Москвы. «Военный корреспондент Алексей Сурков, друг нашей семьи, будучи в расположении стрелкового полка белобородовской дивизии, попал в окружение, – рассказывает Владимир Афанасьевич. – Немецкие танки прорвали оборону, окружили штаб, и люди с боем прорывались к своим. После боя он добрался до землянки и написал письмо в стихах своей супруге. А через месяц Константин Листов сочинил к ней музыку. Песня быстро стала народной. Когда отца потом спрашивали: «А почему четыре-то шага до смерти?» – он отвечал: «Ну а как же… Когда ружьё со штыком в вытянутой руке – это два шага до противника. И с другой стороны тоже два. Вот и получается четыре шага навстречу, то есть рукопашная». Сурков вообще в то время создал много великолепных стихотворений, которые потом песнями стали. Во время битвы под Москвой был пик его творчества».
С семьёй Белобородов смог увидеться только к концу войны, в 1944 г. Жене с детьми по приказу командования удалось слетать к мужу. Фронт в то время находился в Литве. «Мне тогда было всего пять лет, но хорошо помню те события, – говорит Владимир Афанасьевич. – Летели мы на американском «Дугласе», который в СССР выпускался по лицензии под названием Ли-2. В какой-то момент бортмеханик залез в отсек с пулемётом и долго там крутился – видимо, опасные места пролетали. Отец тогда уже командовал армией. Мне удалось увидеть пленного немца. Он сидел в яме возле штаба, и я его там подкармливал. Обратно летели в густейшем тумане, на расстоянии вытянутой руки ничего не было видно. Но, слава богу, с нами был опытный лётчик, Герой Советского Союза капитан Таран, и благодаря ему всё обошлось… Правда, летевшие с нами офицеры всё равно ворчали что-то насчёт женщины на борту и всё посматривали на маму».
В 2012 г. издана книга «Генерал армии Афанасий Белобородов (очерки об отце: фотолетопись жизни полководца)».
Последняя просьба
Последняя строевая должность Белобородова – командующий войсками Московского военного округа. После автокатастрофы в 1966 г. ему пришлось долго восстанавливаться, но он всё равно занимался общественной и военно-патриотической работой.
«По рангу отца положено было похоронить на Новодевичьем кладбище, – продолжает сын генерала. – Но когда стало ясно, что конец близок, он меня позвал в госпиталь и попросил захватить пишущую машинку (знал, что я на ней кандидатскую печатал) и продиктовал завещание.
Он обращался с последней просьбой к министру обороны и просил похоронить рядом с однополчанами на 41-м км Волоколамского шоссе. Просьбу выполнили. Позднее в этом месте открыли мемориальный комплекс защитникам-сибирякам с Вечным огнём».
«Вспоминать о событиях тех лет, говорить об этом с детьми необходимо, – убеждён полковник Евгений Зеленов. – Есть люди, которые уже забыли историю, подвиг нашего народа. Но есть и другое. Я много раз наблюдал, как на мемориал «Рубеж славы» приезжают родители с детьми. Дети показывают на монументы, памятники и расспрашивают взрослых – кто это, что, почему. Вот уже и история творится».
- 03 декабря 2024 18:47
-
Правило большого мегаполиса: приезжего поддержат земляки
03 декабря 2024 18:38 - 12 ноября 2024 19:36
- 12 ноября 2024 19:18