События
Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России34 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов5%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души22 голоса15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках24 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения61 голос41%
Предыдущие опросы

Образование25 ноября 2020 16:57Автор: Вера Мартынова, Марина Огнева

Дед Мороз есть у всех, а Снегурочка — только у нас!

Фото: В. М. Васнецов. «Снегурочка», 1899 г.

Внучка старше дедушки, а главной новогодней песне уже 115 лет.

Мы привыкли думать, что Снегурочка – внучка и помощница главного новогоднего сказочника Деда Мороза. Однако этнографы утверждают: в русском фольклоре персонаж Девочки-Снегурочки возник гораздо раньше, чем образ Деда Мороза. 

То ли девочка, то ли видение

По мнению историков, сказки про Снегурочку русский народ начал складывать ещё в XVII–XVIII вв., а славянский вариант рождественского дарителя Мороза Ивановича возник лишь в конце XIX в.

Больше других о Снегурочке знают костромичи. Древний Костромской край считается родиной этого волшебного персонажа. Именно здесь сказку о снежной девочке услышал писатель и драматург Александр Островский, который, вдохновившись сюжетом, в 1873 г. написал пьесу «Снегурочка». Творил классик, кстати, тоже на Костромской земле – в своём имении Щелыково.

«Образ сказочной, доброй героини формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально он возник в русских народных сказках как образ девочки-внучки, которую слепили из снега бездетные старики. Объединил двух сказочных персонажей – Снегурочку и Мороза – писатель и драматург Александр Островский. В его пьесе из маленькой девочки-внучки героиня превращается в прекрасную девушку – дочь Мороза и Весны», – рассказала старший научный сотрудник Костромского музея-заповедника Марина Крылова. Видимо, отсюда и пошла путаница, в результате которой Снегурочку называли то дочкой, то внучкой Мороза и представляли её то совсем маленькой девочкой, то уже девушкой.

«Путаться не надо, – пояснила Марина Крылова, – просто есть две трактовки: в народной сказке она – девочка-внучка, а в литературной версии Островского – дочка, и уже более взрослая».

Кстати, пьесу Александра Островского в своё время поставили в Большом театре. Благодаря этому персонаж Снегурочки стал очень популярным в России и с тех пор прочно ассоциируется с рождествен­скими и новогодними праздниками. С конца XIX в. Снегурочка, как и Дед Мороз, – постоянный персонаж на русских ёлках. И если Дед Мороз вполне интернациональный персонаж, то Снегурочка – это чисто русское явление.

«Образ Снегурочки собирательный, вышедший из фольк­лора, на Костромской земле его очень любят, – подчеркнула Марина Крылова. – Сегодня только в Костроме есть несколько мест, связанных с этой героиней. Это музей моды Снегурочки, её терем, резиденция и т. д. В каждом из этих мест Снегурочка своя, неповторимая. Например, в музее-заповеднике «Костромская слобода» популяризируют образ деревенской девочки, очень доброй и готовой всем помочь. Именно такой Снегурочку описывали русские сказки. А в тереме вас встретит уже не просто девочка, а почти княжна – статная красавица в богатых одеждах. В резиденции живёт Снегурочка, которая участвует во всех официальных празд­никах вместе с Дедом Морозом из Великого Устюга. Одним словом, если зимой попасть на Костромскую землю, то Снегурочек можно встретить очень много. И все они будут разные».

День рождения Деда Мороза 18 ноября, а Снегурочки – в первое воскресенье апреля. В этот день на улицах разворачиваются народные гулянья. На праздник приезжают сказочные персонажи со всей России: российский Дед Мороз, Кыш Бабай из Казани, Тол Бабай из Удмуртии, Василиса Премудрая из Ивановской обл., Царь Берендей из Переславля-Залесского, Талви Укко из Карелии, Девица Метелица из Вятских Полян и Иван Царевич из Кирова и т. д.

Впрочем, до весны ещё далеко, и сейчас Снегурочка готовится к самому любимому празднику всех россиян – Новому году. 22 декабря за ней из Великого Устюга приедет Дед Мороз, чтобы вместе отправиться в поезд­ку по стране, дарить ребятам и взрослым праздник и исполнять самые заветные желания.

«В лесу родилась…»

Самой знаменитой новогодней песне в эти дни исполняется 115 лет! И главное слово в ней отнюдь не «ёлочка», а именно «родилась».

В 1905 г. 30 октября в Москве в семье агронома Леонида Карловича Бекмана отмечали день рождения двухлетней Верочки и ждали появления ещё одной дочери – Оли. Именно эти наложившиеся обстоятельства и стали причиной появления песенки. Леонид Карлович, чтобы отвлечь старшую от того, что мама, известная пианистка Елена Александровна Бекман-Щербина, никак не обратит на неё внимание, взялся сочинять музыку к стихам Раисы Кудашевой в детском журнале «Малютка». А когда мама оправилась от родов, отшлифовала музыку, вся семья, а потом все гости пели эту песенку на новогодних праздниках.

Как песня ушла в народ, спрашивали мы несколько лет назад у дочери той самой Оли, профессора Московской консерватории Марины Сергеевны Скребковой-Филатовой.

А вместо ответа услышали про тысячи концертов в войну бабушки Елены Александровны, про то, что она, лично знавшая Чайковского и Рахманинова, никогда ничего для себя не просила и жила так, как вся страна.

Про то, что они – потомки – много раз думали о том, что каждая певица сегодня имеет авторские отчисления от исполнения любой песенки, а они от самой известной новогодней – ни копейки.

Но каждый раз накануне Нового года потомки испытывают трепет от ожидания. Они помнят, как родилась Оля, а вместе с ней и знаменитая «Ёлочка».

Ей холодно зимой?

На Руси ёлка как символ Нового года появилась вместе с самим Новым годом – когда его на 1 января назначил Пётр I. До этого наступление следующего года отмечали 1 сентября и особых празднеств не устраивали, работать приходилось. Пётр же, подсмотрев традицию в Европе, не только ввёл новый праздник, но и выпустил указ: украшать дома к нему сосновыми, ёлочными и можжевеловыми ветвями. Народ, правда, воспринял новаторство далеко не сразу – в моду ёлки, как и большинство новогодних традиций, вошли лишь в середине XIX в.

«Одни историки говорят, что моду ввела жена Николая I Александра Фёдоровна, немка, которая устанавливала ёлку в память о родных рождественских традициях, – рассказывает научный сотрудник Музея новогодней и рождественской игрушки в Великом Устюге Ирина Вологина. –  Другие считают, что в Петербурге в принципе в то время было очень много немцев, и русские, видя их рождественские ели, тоже захотели поставить у себя такую красоту». 

В советское время на несколько лет зелёная красавица вместе с Рождеством и Новым годом угодила под запрет как религиозный символ. Лишь в конце 1935 г. в газете «Правда» вышла статья с призывом вернуть и праздник, и ёлку, поскольку в отличие от Рождества Новый год был самым что ни на есть пролетарским. 

«В СССР новогодняя ёлка даже по-своему участвовала в пропаганде, – уверена Ирина Вологина. – Выходили целые директивы, какими именно игрушками её нужно украшать. Например,мальчиками-девочками в костюмах разных республик. В ­1930-е пропагандировался спорт, и вот уже на ёлках – целые хоккейные коман­ды, гимнасты и легкоатлеты. В ­1960-е дойдёт очередь и до космонавтов. Посмотришь на ёлку – вся история страны перед тобой».  

нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru