«Абрикос – это не главное!»
Писатель Арутюн Амирханян — об истории армянской общины в Москве.
При содействии Посольства Армении в России вышла в свет книга «Армянская сокровищница Москвы». Её автор – журналист, историк и писатель Арутюн Амирханян. Это уже его третья книга об истории армянской диаспоры в российской столице.
– Арутюн, как и когда армяне появились в Москве?
– Армяне приезжали сюда как купцы и ремесленники ещё во времена Средневековья. В XIV–XVII вв. торговали шёлком и драгоценными камнями, но и были умельцами – например, обувщиками, чеканщиками. Уже в XIV в. армяне стали частью городского посадского населения, влияя на торговлю и социальную жизнь. У них сложились поселения в районе Лубянки, Китай-города. Им разрешали строить домовые церкви.
Диаспора была экономически сильной. А политически сильной она стала после того, как армяне помогли Ивану Грозному взять Казань изнутри. Будучи подданными казанского хана, армянские артиллеристы отказались стрелять в русских и вели огонь хитро – поверх голов стрелецкого войска. Иван Грозный это оценил и затем переселил 60 армян с семьями в Москву, в район Варварки, а остальных с дарами отпустил на родину.
И всё-таки тогда армяне ещё не были так заметны в Москве, как во времена Петра I и Екатерины II, когда в Первопрестольную приехал Лазарь Лазарев, тогда ещё Лазарян. Он положил начало российской ветви княжеского армянского рода, который навсегда связал себя с Россией и Москвой. Тогда у диаспоры появился огромный вес.
– Что же сделали Лазаревы?
– Они были крупнейшими меценатами и политиками, равными Демидовым и Строгановым. Иван (Ованес) Лазарев стал придворным ювелиром Екатерины II, затем – советником по восточным делам, затем – советником Государственного банка России. Он вкладывал свои средства в империю (прежде всего в производство шёлка) и в то же время был покровителем армянской общины. Не просто её формальным лидером, а мощным её заступником в царском дворе. Например, вместе с Суворовым, с которым он дружил, они переселили армян и греков из Турции на южные земли России.
Вес Лазаревых был колоссален. Ткани, которые производились на их фабриках, считались самыми качественными и дорогими. Их шелка шли на украшение дворцов. Но главное, Лазаревы были очень образованные люди. Вокруг их домовладения поселилось много богатых армян, они образовали в нескольких кварталах плотное население, и за переулком во второй половине XVIII в. закрепилось название Армянский, которое сохранилось и поныне.
Лазаревы понимали, что армянская диаспора может рассеяться в России, просто раствориться на её просторах. Чтобы этого не допустить, они потратили около миллиарда рублей (на современные деньги) на создание училища, которое позже получило название Лазаревского института восточных языков. Вся восточная политика России и профильное образование были аккумулированы в его стенах. Почти все дипломаты, учёные, переводчики империи прошли через это высшее учебное заведение. И не только они – тут учились некоторое время Станиславский, Тургенев, Лермонтов.
Причём, как писал граф Орлов, «казне это не стоило ни копейки». Всё оплачивали сами Лазаревы. Это были люди двух культур. Работали на обе нации – армян и русских, отдавая должное обеим культурам.
Сейчас в здании училища находится посольство Армении. А в Доме Лазаревых полноценно возрождается культурная жизнь: работают творческие студии, проводятся выставки, в которых участвуют москвичи и гости города.
– В чём особенности жизни армянской диаспоры в Москве? Что её отличает от остальных?
– К сожалению, многие живущие здесь армяне имеют смутное (либо стереотипное) представление о своих московских корнях. Когда я спрашиваю их об этом, ответы можно уложить в одну фразу: «Мы армяне, первые христиане, и у нас богатые традиции». Всё! Какие такие у них традиции в Москве, ответить не могут и о Лазаревых понятия почти не имеют.
В такой ситуации русская культура и традиции в полной мере не приобретаются. А свои зачастую теряются. В Москве немало армян, которые совсем не знают родного языка. А есть те, кто до сих пор не выучил должным образом русский, хотя живёт тут не первый год! Да, армянские диаспоры строят церкви, но это задача духовная. А ведь есть ещё социокультурная. И она решается плохо. Делается крайне мало, чтобы сделать этот древний народ мощным, жизнеспособным этносом.
– Что вы имеете в виду? Акции, праздники? Ну, вот День абрикоса в Москве проводится.
– Да, но это не область культуры как таковой! Это всё, скорее, из области растениеводства, перешедшее в культуру. Так и хочется сказать «культуроводство»! К примеру, можно пойти в Подмосковье на праздник луховицкого огурца. Но что вам это скажет о русских людях? Ни-че-го. Только что-то об их закуске. Это не тот уровень, который нужен для продвижения национальной культуры.
– Так любой обыватель больше ориентирован на материальное, чем на духовное! Разве национальность тут важна?
– Это так и не так. Мир – это преимущественно движение элит. И в этой системе координат культурный продукт более значим, чем продукт растениеводства. Элита одного народа предъявляет другим достижения своей культуры, своей научной мысли и т. д. Именно по этим достижениям судят о народе. Динамичное развитие цивилизации зависит от уровня зрелости и степени качества её элит – эта мысль принадлежит выдающемуся испанскому культурологу первой трети прошлого века Ортега-и-Гассету.
А если соседи не будут знать о ваших талантах и культуре, через несколько поколений ваш народ начнёт исчезать через ассимиляцию. Вот почему я – армянин и коренной москвич – против абрикосовой философии. Абрикос – это не главное!
– Какие качества армянского народа вы назвали бы главными?
– Армяне – трудолюбивый народ и исключительно доброжелательный по отношению к другим этносам. Их трудолюбие сформировали воинственные враги-соседи и труднейшие природные условия. Если на севере от Армении, в Грузии, достаточно палку в землю воткнуть, чтобы дерево зацвело, то в Армении веками нужно было много земли на скалы на себе натаскать, чтобы урожай вырастить. Армения – прежде всего каменистая страна. Это и сформировало такой непростой характер. Не зря слово «культура» на армянском означает, прежде всего, «взращивание» – «мшакуйт». То, что ты не взрастил, не сберёг, – пропадёт.
Вот за это взращивание я и бьюсь пером. Ему и посвящена моя подарочная книга.
- 12 ноября 2024 17:25
- 29 октября 2024 20:20
- 08 октября 2024 21:25
-
Задача писателя — помочь сохранить славянское братство и единство
03 сентября 2024 22:02