Вперёд в прошлое!
Десять километров истории поместились на десяти бульварах столицы.
Странные прохожие 10 дней толпились на московских бульварах - одетые в камзолы, кринолины, сарафаны и лапти, они будто вышли из прошлого, не согласовав друг с другом хоть какую-то историческую последовательность появления. По улицам столицы бродили солдаты наполеоновской армии, средневековые подмастерья, античные воины, попадались даже худо одетые неандертальцы, пугающие прохожих каменными топорами.
А всё потому, что с 10 по 22 августа в столице проходил ежегодный фестиваль исторической реконструкции «Времена и эпохи», охватывающий два десятка самых значимых для человечества периодов развития цивилизации. История растянулась на десять километров, заняв всё Бульварное кольцо и ещё несколько площадок в городе. Попасть при желании можно было куда угодно - от каменного века до хрущёвской «оттепели», от Античности до позднесоветских времён.
На фестиваль приехали 1,5 тысячи реконструкторов из России, а также участники из других стран. «В этом году концепция мероприятия была такова - «Бульварное кольцо истории», - пояснил глава агентства исторических проектов «Ратоборцы» Алексей Овчаренко. - И любой гость мог свободно перемещаться с площадки на площадку, из эпохи в эпоху, и сам выбирать, где ему начинать свой маршрут, а где заканчивать».
Покровский
«Петя, знакомься, это Базилевс!» — радостно закричал античный воин своему коллеге, подводя к нему надменного господина в алой тунике и пыльных сандалиях. На Покровском бульваре расположились лагерями войска греков, римлян и варваров. Строевая подготовка, военная медицина, владение акинаком (коротким боевым мечом), изготовление стрел — всему этому можно было научиться здесь, и желающих хватало даже в будние дни, когда надо бы не с оружием баловаться, а в офисе сидеть. Но мужчины увлечённо кидали копья и пытались набросить аркан на шею макету лошади. Получалось плохо.
«Нужно крепко обхватить древко пальцами и максимально далеко отвести руку с копьём назад», — учил воин одного из начинающих. Мужчина прицеливался с серьёзным лицом, кидал копьё, грубо промахивался и искренне удивлялся: «А я думал, что это совсем легко!»
То-то посмеялись бы, услышав это, воины из Спарты, умелые и бесстрашные убийцы, которые отдавали тренировкам всё своё время. Непобедимость спартанского войска зиждилась на беспрекословном послушании и беспрерывных занятиях...
Однако воинское наследие спартанцев — совсем не основные достижения древней Греции. Да вот, взглянуть хоть на эту огромную деревянную конструкцию — прообраз современного подъёмного крана. Уж в технологиях строительства греки по тем временам были впереди планеты всей!
«Греки придумали лебёдку, полиспаст, другие системы подъёма, — объяснил «крановщик», показывающий детям, как работает устройство. — Именно с этого начиналась эволюция подъёмных механизмов».
Эволюция отчётливо прослеживалась и дальше по бульвару — мы перескакиваем далеко вперёд и оказываемся в петровской эпохе. Начало XVIII века, развитие наук, новые по тем временам моды, законы и правила — это было время непростое, но безумно интересное. «Великое посольство Петра I» на фестивале москвичам представили не только российские, но ещё и английские, немецкие, испанские реконструкторы. В их модных лавках трёхсотлетней давности можно примерить тальму, в трактире — выпить пива, а в мастерской — превратиться в подмастерья...
«Пётр был человеком дела, он тащил в свою страну всё, что могло хоть как-то способствовать её движению вперёд, — рассказали дуэлянты и одновременно члены московского клуба реконструкторов «Армэ». — Зачем был нужен, например, анатомический театр, кунсткамера? Но ведь это — часть науки, а значит, послужит прогрессу медицины. Всё работало на одну цель — развитие страны».
На «голландской верфи» прямо на глазах изумлённой публики строили корабль по старинным чертежам. А рядом — работала мореходная школа, где учёный юноша подробно объяснял, как найти путь в океане с помощью хронометра и что такое секстант. Оказывается, эти старинные приборы и сейчас актуальны, и современные капитаны умеют пользоваться ими — на случай отказа электронной навигации.
Чистопрудный
На Чистопрудном довольно подробно представили старинные ремёсла. Вот кузница - правда, кузнец отдыхает и поджаривает себе на огне кусок хлеба, пока дети, развлекаясь, раздувают кузнечные мехи. А вот взметнулось облачко муки: под навесом мельник крутит тяжеленные ручные каменные жернова, такие водились раньше во многих деревенских домах. Сыплется струйка измельчённых зёрен, и до настоящей муки пока далеко - на таких жерновах зерно придётся молоть не один раз. «Тонкий помол - совсем неполезно, - «открывает Америку» мельник, - в истории были моменты, когда у богатых людей, которые могли позволить себе хлеб из тонкой муки, развивались болезни, обусловленные недостатком витамина В.
А ведь именно этот витамин содержится в оболочке зёрен, и если их не вышелушивать тщательно, то хлеб получает массу полезных свойств.
На идеальной глади мирных Чистых прудов стоят боевые лодки, оснащённые по бокам щитами, а на берегу прямо на глазах мастера делают очередное судно для военных действий. Их технологии (тысячелетней давности!) более совершенные, чем были в каменном веке (на Петровском бульваре). Так что у гостей была возможность и сравнить, и поработать своими руками.
Викинги причалили к берегу Чистых прудов. Фото: Игорь Харитонов
Рождественский
На этом бульваре внимание привлекла экспозиция «Музея забытой музыки» из Воронежа: шли развесёлые музыкальные занятия. «Балалайка триста лет назад считалась инструментом антихудожественным, которая только и годилась для того, чтобы на ней наигрывать примитивные мелодии дворовым девкам, - рассказал сотрудник музея Сергей Плотников. - Раньше она выглядела по-другому и стоила дёшево, а современная балалайка появилась только в конце XIX века».
Сергей поведал и о «лирниках» - бродячих музыкантах, играющих на колёсной лире, о крыловидных и шлемовидных гуслях, о ручном органчике «органистро», популярном когда-то на юге России, и напомнил, что шарманку раньше «катаринкой» называли. Оказывается, первая песенка, которую исполнял этот неуклюжий духовой инструмент, называлась «Шарман Катрин»...
Сретенский
«Эй, служивый!» — прохожий позвал солдата, но парень стоял возле сторожевой будки неподвижно, сжимая старинное пехотное ружьё. Он охранял артиллерийский расчёт времён Крымской войны. Грозные пушки среди клумб выглядили вовсе не страшно, но стоит побывать в лагерях союзников, в расположении русских войск, в полевой кухне и лазарете — и делается неуютно, потому что начинаешь отчётливо представлять себе, как страшна любая война — в том числе и эта, давно минувшая, но незабытая.
И поэтому гораздо больше, чем пушки и солдаты, внимание привлекали площадки для игры в крокет и городки, бытовые подробности жизни тех времён. «Да самовар надо углём топить, углём!» — напористо доказывал один прохожий. «Всю жизнь шишками топили!» — уверял другой, а я думаю: интересно, а где они видели в современной Москве уголь, шишки, да и самовары тоже? Возле лавки маркитантки веселье другого рода — здесь обсуждали ассортимент товаров и аспекты личной жизни этих «военнослужащих». Оказывается, маркитанткам было официально разрешено следовать за войсками только во французской армии. Во всех остальных армиях мира женщине, желающей отправиться на войну вслед за мужем, приходилось переодеваться в мужское платье — такие случаи не раз описаны в книжках.
Красная Пресня
Кажется, не так давно исчез с карты мира Советский Союз, ещё огромная часть населения у нас относится к «рождённым в СССР» — но уже и этот период стал историей, который не вернуть — его можно только реконструировать. Возле метро «Краснопресненская» расположился настоящий «Московский дворик» позднесоветского периода со всей полагающейся атрибутикой: гастрономом и универмагом, дворовыми настольными играми и бардовскими песнями, милиционерами и фарцовщиками (поясняю для молодёжи: так назывались раньше подпольные торговцы дефицитом, впрочем, откуда вам, нынешним, знать, что такое дефицит?). Девочки в пионерских галстуках (пионеры — это... впрочем, посмотрите в Интернете сами!) играли в классики и фотографировались со всеми желающими, а за порядком бдительно следил милиционер (устаревшее название нынешнего полицейского).
В ностальгических чувствах зашла в гастроном (раньше так назывался супермаркет). Ассортимент аскетический, как и было при советской власти: сгущёное молоко, консервы «килька в томате», зелёный горошек. Мяса, конечно, нет и в помине (трудозатраты покупателей по его добыче в те годы были сравнимы с трудозатратами неандертальцев). Кур тоже не завезли — ну разумеется. И на витрине почему-то спелые бананы, которых тогда в магазинах отродясь не видали. Неувязочка!
В «Промтоварах» тоже не богато: грампластинки, уродливые игрушки, простенькая посуда, книжки, которые можно купить только в приступе умопомрачения (потомку что хорошие книжки тогда приобретали исключительно в обмен на макулатуру — современники, боюсь, не поймут тонкостей этой сложной экономической операции).
«Кримплен не завезли? А духи «Красная Москва» есть?» — с давно забытым выражением спрасила покупательница, ещё помнившая бои за этот самый кримплен (ткань такая немнущаяся, из чистой нефти!) и другие блага цивилизации. Мы смеёмся: какой кримлен, ситчика простого нет!
Правда, продавали абсолютно новые футболки китайского производства с символикой Московской олимпиады 1980 года.
Ещё на полках — убогие советские сувениры, и венчает всё это великолепие безвусный макет Эйфелевой башни — как символ накрепко запертого от советских людей «железным занавесом» внешнего мира. Обычные граждане в СССР и мечтать не смели о том, чтобы когда-нибудь увидеть эту башню своими глазами...
Но именно на этой площадке становится понятно, что назад уже никогда и никуда не вернуться. Можно создать имитацию, притащить внешнюю атрибутику — но невозможно полностью восстановить дух эпохи, воссоздать мелкие подробности тех времён, в которых и есть настоящая правда, нельзя погрузиться во все тогдашние беды и радости, ужасы и достижения. На советской площадке это особенно отчётливо видно.
Но ведь и хорошо — можно оглядываться, а не возвращаться. Поэтому пойдёмте-ка лучше вперёд...
- 12 ноября 2024 17:25
- 29 октября 2024 20:20
- 08 октября 2024 21:25
-
Задача писателя — помочь сохранить славянское братство и единство
03 сентября 2024 22:02