Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души21 голос15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения58 голосов41%
Предыдущие опросы

Между нациями27 августа 2024 20:52Автор: Алла Грибинюк

Когда страна становится семьёй

Фото: личный архив
Жибек Сыздыкова (в центре) на фестивале «Дружба» в Российской государственной библиотеке.

Важно не только сохранять традиции каждого народа, но и «бесшовно» стыковать их с другими.

Какую республику называли «лабораторией дружбы народов», как «бесшовно» состыковать культуры разных народов в одном социуме и что ощущает человек, который считает своей семьё­й всю страну, «СтоЛИЧНОСТИ» рассказала доктор исторических наук Жибек Сыздыкова.

Не мешать соседу

«В советские времена «лабораторией дружбы народов» называли Казахстан. Почему? Там проживало очень много людей разных национальностей, – считает профессор. – Потому в республике, словно в огромном котле, сплавились воедино различные традиции, обычаи и родилась формула добрососедства: «Береги своё и уважай чужое». Только через мир и дружбу каждый народ в отдельности и все вместе приходят к процветанию».

Уроженка Казахстана, заведующая кафедрой стран Центральной Азии и Кавказа Института стран Азии и Африки Жибек Сыздыкова считает, что ей очень повезло родиться и вырасти в таких условиях. До развала СССР в Казахстане проживало много немцев, русских, белорусов, евреев, которые потом уехали в другие страны. Но что удивительно: их дети и внуки до сих пор приезжают на каникулы на малую родину, сохраняют языки, обычаи и традиции тех народов, с которыми они когда-то рядом жили.

«На Крещение все вместе ходили нырять в прорубь, – вспоминает Жибек. – На Пасху в каждом доме обязательно были праздничный кулич и крашеные яйца. А на казахских праздниках все «неказахи» пили чай с молоком, переняв местный обычай. Такое взаимопроникновение культур дарило ощущение наполненности жизни, объединяло всех в большую семью. Именно эти люди составляли настоящее богатство республики. Сегодня важно не только сохранить обычаи и традиции каждого народа, но и «бесшовно» состыковать их с другими. Мы все большая евразийская семья или партнёрство, которому много внимания уделяет президент России. И жить оно должно по принципу «То, что делаю я, не мешает моему соседу».

Широта души

«В степи, где пасётся домашний скот, растёт полынь, и молоко от неё становится горьковато-сладким. Этот привкус ассоциируется у степняков с родиной, – уверена Жибек Сыздыкова. – И сильнее всего радует их глаз седое море цветущего ковыля – это тоже родина. Эти образы с детства рождают в душе восхищение красотой своего края, стремление его сберечь. Ребёнок – частица того общества, в котором живёт, и если оно многообразно, то и знания впитываются разносторонние. Ещё с детства я запомнила, как казахская певица на каком-то концерте пела «Кадриль», а русские артисты её танцевали. Это было потрясающе, зал аплодировал стоя! Впечатлил не только её великолепный голос, но и широта русской души, которую она так мастерски передала. Дело было зимой, живых цветов нигде не было, но мне настолько захотелось её поблагодарить, что я принесла из дома пласт­массовые. Это было наивно и даже где-то глупо, но бесконечно искренне. Вот это и есть семья, когда ты чувствуешь, что и в другом народе живёт маленькая частица тебя, а в тебе – его. И этим частицам уютно рядом».

Сопричастность к своему народу

По мнению профессора, сегодня материальное в нашем обществе довлеет над духовным. Мы отринули советские традиции и перенесли на себя кальку европейского индивидуализма. Всё, что «не налезло», выбросили – мол, это уже не культура. «А что же тогда культура? Или даже цивилизация? – задаётся вопросами она. – Наверняка не только умение пользоваться вилкой и ложкой или носить костюм. Поучиться чему-то можно у любого народа. Вот островитяне, например, берут у природы только необходимый для выживания мизер. Нам у них нужно учиться тому, что для человека действительно важно, а что второстепенно. И в первую очередь мера, которая, как известно, хороша во всём».

Самое активное время становления, формирования идентичности и гражданст­венности приходится у любого человека на 18–25 лет. В это время важно общение с ровесниками, обмен опытом. Это помогает ощутить сопричастность к своему народу, Родине, которой человек должен и хочет гордиться. «В своё время мне довелось побывать в других странах по студенческому обмену, – вспоминает она, – и когда объявляли, что мы из СССР, за спиной ощущалась огромная держава с её лесами, морями, городами, людьми. Это был мощный духовный пьедестал, который позволял заявить: «Моя семья – это вся моя страна, и для меня нет ничего важнее!» Вот к такому пониманию семьи и Родины мы должны прийти сегодня».

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru