Московский бешбармак
Где работают и как живут в столице граждане Киргизии.
Одна из самых многочисленных диаспор Москвы – киргизская. Где работают приезжие из этой среднеазиатской республики и что полезного делают для нашего города? Об этом «СтоЛИЧНОСТИ» рассказал руководитель общественной организации Содействие укреплению мира, дружбы и межнационального взаимопонимания «Киргизское единение» Абдыганы Шакиров.
Возможности большого города
– Абдыганы Абжамилович, сколько в Москве приезжих из Киргизии?
– В начале 2000 г. наших сограждан в Московском регионе было всего 20 тыс., к 2010 г. – уже 300 тыс. Сейчас в столице и области проживает около 500 тыс. человек. Не все из них киргизы по национальности, есть также русские, узбеки, украинцы, татары и др. Думаю, что в ближайшее время число приезжих меняться не будет. Стремление оказаться здесь объясняется в том числе близостью наших народов, киргизы ведь когда-то жили в Сибири. Но конечно, основная цель приезда – заработок и получение опыта работы, который потом пригодится на родине.
– В Москве проще найти работу?
– Да, а также можно подрабатывать. Такая возможность есть только в крупных мегаполисах. Дело в том, что трудовой мигрант не может позволить себе быть занятым лишь 8 часов в день, как принято на большинстве предприятий. Его задача – зарабатывать деньги. Ему не нужно вечером проводить время с семьёй, она осталась на родине.
– И куда люди устраиваются?
– 25% работает на стройках – монолитчиками, каменщиками, штукатурами, малярами. Столько же занимается торговлей, например, продают стройматериалы или одежду, которая производится в Кыргызстане. У нас хорошо развита лёгкая промышленность, и её главный рынок – Россия.
30% трудится в ретейле и сфере услуг. Это кассиры или мерчендайзеры в супермаркетах, работники гостиниц, клининговых компаний. От 3 до 5 тыс. человек водят такси, благо с навигатором легко ориентироваться даже в Москве, а водительское удостоверение из Киргизии признаётся в России. Также многие задействованы в сфере общепита. Работают официантами и поварами в кафе быстрого питания. Или ресторанах японской и корейской кухни. Видимо, работодатели ищут тех, кто похож на японцев и корейцев.
Наши граждане хорошо говорят на русском языке. Кроме того, им не нужен патент для работы в Москве, ведь Кыргызстан входит в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Поэтому им легче трудоустроиться, чем другим приезжим.
– С работой понятно. А есть те, кто приезжает сюда учиться?
– Конечно. Часто это дети тех, кто уже работает в столице, – тогда они могут быть вместе с родителями. В Кыргызстане есть госорганизации, помогающие поступить в вузы России. А кто-то приезжает сам, сдаёт дополнительные экзамены. Московские университеты и институты – привлекательный вариант для киргизской молодёжи. Я и сам приехал в столицу в 1987 г., учился в МГУ, на мехмате. Потом работал здесь же по специальности. И уже больше 10 лет руковожу нашей организацией.
Кстати, среди моих соотечественников есть и те, кто преподаёт в вузах Москвы. Например, профессор Турсумбай Кубатбеков. Он окончил Университет дружбы народов ещё во время СССР, стал кандидатом, доктором наук. Много лет работал в РУДН, потом перешёл в аграрный университет им. Тимирязева. Другого нашего профессора пригласили учить студентов в Московский энергетический институт.
Российская мечта
– Как я понимаю, некоторые граждане Киргизии пускают корни в Москве и уже не думают о возвращении домой?
– Большинство приезжает на время, поработать. Но кто-то действительно остаётся – создаёт семьи, получает гражданство. Сейчас примерно треть находящихся в Москве выходцев из Кыргызстана имеет паспорт РФ. Есть также дети мигрантов, родившиеся здесь. Для них Россия – родина. Они говорят по-русски, некоторые даже не знают киргизского языка.
– И что побуждает их остаться? Ведь поменять страну – непростое решение.
– Назовём это российской мечтой, по аналогии с американской. Достойная работа, достойная пенсия, стабильность. Люди уверены, что смогут вырастить детей, дать им образование, ведь здесь хорошие школы, вузы. У меня тоже двое из детей – студенты. Дочь окончила школу с золотой медалью и учится в Сеченовском университете. Но мы всё равно хотим однажды вернуться на свою родину.
– Вы говорили, что жители Киргизии хорошо говорят по-русски. Откуда такие знания?
– В стране русский язык до сих пор является официальным. Его изучают в каждой школе. К тому же у нас живёт немало русскоязычного населения. Конечно, последние годы стало сложнее – уровень преподавания упал, особенно на селе. Но основу знают практически все. При необходимости время от времени наше землячество в Москве открывает школу по изучению русского языка.
– Люди приезжают в незнакомый большой город. Легко ли им здесь адаптироваться?
– Первым мигрантам было тяжело – не знали, к кому обратиться, как найти работу. Бывало, попадали к недобросовестным работодателям, которые не заключали с ними официальные договоры, не платили деньги. Сейчас в Москве есть землячества тех, кто приехал из одного аила (села) или района Киргизии. Они помогают своим землякам. Когда число мигрантов в городе стало быстро расти, мы попросили лидеров таких сообществ взять шефство над приезжими. Сейчас порой человек едет сюда, уже зная, к кому можно обратиться, например, по вопросу трудоустройства.
36 сообществ районов, городов и аилов, объединяющих 400 тыс. человек, которые проживают в Москве и области, входят в нашу межрегиональную общественную организацию «Киргизское единение». Мы работаем вместе, и это, например, очень помогло во время пандемии.
– Кстати, как пандемия повлияла на жизнь приезжих?
– Было трудно. Не получалось выехать домой, чтобы повидать родных. Тяжелее всего пришлось в период карантина – 2–3 месяца люди сидели без работы, а значит, и без денег. Кому-то даже не на что было купить еду. У многих мигрантов ведь никаких запасов нет. По нашим данным, до 50% полученной зарплаты каждый сразу же отправляет своей семье. Во время пандемии очень пригодилась поддержка землячества – помогали друг другу, покупали продукты.
Молитва в честь героев
– А что насчёт национальных традиций, культуры? Как удаётся их поддерживать вдали от родины?
– Мы стараемся хранить свой язык, культуру, религию, поддерживать связь с родиной. Всегда отмечаем государственные праздники, например, День независимости 31 августа. В позапрошлом году с разрешения местных властей устроили торжество в парке «Кузьминки». Отмечаем и Навруз, и Орозо-майрам, и Курбан-майрам.
В Москве есть также кафе и рестораны киргизской кухни, где можно поесть родную пищу. Туда и москвичи часто заходят. Мне товарищ-ресторатор рассказывал, что местным жителям нравятся оригинальные киргизские блюда. Самое известное из них – бешбармак, это мясо, в основном конина, с лапшой.
– А общероссийские праздники вы тоже отмечаете?
– Конечно, например, 9 Мая. Этот день очень важен для нас. Наши народы вместе сражались за страну. В моей семье воевали два брата дедушки. Один служил в пехоте, попал на фронт в 1943 г., был ранен перед самым штурмом Берлина на границе Чехословакии и Германии. Всегда жалел, что так и не поучаствовал в той операции. Другой был артиллеристом, защищал Ленинград, вернулся с войны с орденами и медалями.
Каждый год 9 Мая организация «Киргизское единение» выезжает в Волоколамск. Там держали оборону 28 панфиловцев, там воевали и наши земляки. Объезжаем места боёв, читаем молитву в честь погибших героев. Дарим подарки ветеранам, которых, к сожалению, становится всё меньше и меньше.
- 03 декабря 2024 18:10
-
«Экии» — значит «здравствуйте»
12 ноября 2024 19:14 - 29 октября 2024 20:16
- 29 октября 2024 20:07