Московские маугли
Как детей мигрантов превратить в учеников, говорящих по-русски
Родители, дети которых стали в этом году первоклассниками, вряд ли забудут весеннюю ночь на 1 апреля. Им пришлось чуть ли не костры жечь, чтобы с утра одними из первых стоять у дверей выбранной ими «хорошей» школы. Думаете, сегодня это в первую очередь означает высочайшее качество образования? Увы, нет. «Хорошая» школа - та, где мало детей приезжих.
И дело здесь не в знаменитом московском снобизме. Дети мигрантов сегодня плохо говорят по-русски, а иногда не владеют им вовсе. А это значит, что, какие бы прекрасные педагоги начальных классов ни работали в учебном заведении, научить чему-то они смогут лишь тогда, когда их будут понимать. Вот поэтому родители последние годы и берут штурмом гимназии и лицеи, чтобы их дети учились с теми, кого заботливые мамы и папы готовили к учебному процессу. По экспертным оценкам, доля детей приезжих в столичных школах за последние несколько лет резко выросла: и до 40% младшеклассников с трудом объясняются на русском языке, а в некоторых районах столицы (преимущественно на юге и юго-востоке Москвы) и вовсе до половины учеников - мигранты.
Эта проблема не возникла вчера, с ней столица столкнулась впервые почти четверть века назад, но тогда она не была такой острой. Власти начали работать с приезжими: создавать так называемые школы с элементами этнокультурного образования. В них кроме основных занятий на русском языке проходят уроки, посвящённые изучению какой-либо национальной культуры, или организованы классы с преподаванием выбранного национального языка и истории народов, на нём говорящих. Понятно, что особой популярностью пользуются школы с азербайджанским, грузинским и армянским компонентами. Ведь именно мигрантов этих национальностей больше всего в столице. Но есть в мегаполисе и учебные заведения с китайским, индийским, татарским, литовским, корейским и другими компонентами. И если в 1988 г. таких школ было всего 4, то в 1998 г. стало уже 47, а в 2008 г. их число превысило 80.
Способность понимать и уважать другую культуру и относиться к ней терпимо нужно формировать у каждого школьника, считают специалисты Департамента образования. При этом ученики должны иметь и собственное национальное самосознание. Детям приезжих необходимо учиться вместе с московскими школьниками, а чтобы не забывать свою культуру, им после занятий стоит ходить в центры дополнительного образования, которые сформированы на базе некоторых школ и домов творчества.
Но бывает и так, что прежде всего сами мигранты хотят, чтобы их дети учились вместе с детьми той же национальности. Часто родители настолько упорствуют в своих желаниях, что в некоторых школах целые параллели (например, «Б») формируются по национальному признаку. Но, если даже в классах учатся дети - представители разных культур, возникает другая педагогическая проблема. Например, 7 учеников из 23 не понимают по-русски. В результате педагог вынужден объяснять элементарные понятия. Такое обучение низкоэффективно и для детей приезжих, и для остальных школьников. В странах Европы и взрослые мигранты, и их дети проходят языковую подготовку, чтобы потом нормально работать и учиться. Мэр Москвы Сергей Собянин уверен, что во всех учебных заведениях города, где достаточное количество плохо говорящих по-русски детей, должны вводиться дополнительные курсы. И в настоящее время создано 211 групп дополнительного образования в 68 школах. Там дважды в неделю детям преподают после занятий русский язык как иностранный. Однако в такие группы принимают только тех, кто в состоянии хоть как-то изъясняться и язык им необходимо лишь усовершенствовать. Остаётся под вопросом, что делать тем, кто русского не знает совсем. «Хорошо бы, чтобы перед зачислением в столичные учебные заведения такие дети отучились на специальных курсах или в специальных школах», - считает С. Собянин.
«В 2011 г. на базе начальных школ будет открыто 245 бесплатных курсов русского языка для детей, не говорящих на языке», - рассказал на днях заммэра столицы по вопросам здравоохранения и образования Ольга Голодец. «Школы русского языка» уже существуют в Москве. Зачисление осуществляется на основании заявления родителей. Уровень (класс) обучения определяется с учётом результатов «входного» тестирования по русскому. Занимаются дети пять дней в неделю. Продолжительность обучения - один академический год, после которого - итоговое тестирование для каждого и получение психолого-педагогических рекомендаций для продолжения обучения в общеобразовательных школах по месту жительства либо месту пребывания в столице.
Но... «Школ русского языка» 10 на весь город, ещё две - для подростков 14-18 лет. Количество учащихся - всего 417 человек. Почему так мало? Этому есть несколько объяснений. Родители-мигранты не хотят возить ребёнка в единственную школу в округе или семья не знает, как долго задержится в Москве, поэтому подготовку к жизни в России считают пустой тратой своего времени. Поэтому больше таких учебных заведений столичные власти пока и не открывают. А мигранты отдают ребят в ближайшую школу, даже не задумываясь о том, как пройдёт процесс социализации ребёнка среди москвичей без знания русского языка и культуры, что в конечном итоге может стать источником напряжённости между учениками в классе и перерасти в конфликт. Получается, что, «пихая» детей в обычные школы, родители-мигранты оказывают ребятам (и своим, и чужим) медвежью услугу.
«Все дети имеют право на образование, - говорит Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребёнка в Москве. - В России в школах преподают на государственном языке - на русском. Поэтому очевидно, что ученики должны на нём говорить. Сеть «Школ русского языка» - пилотный проект, уже очень хорошо зарекомендовавший себя, этот опыт надо активно расширять. В столичных учебных заведениях созданы условия, чтобы все желающие дети иностранцев могли дополнительно изучать русский язык. Но сейчас основная проблема - родители, настаивающие на том, чтобы их ребята шли в обычные школы, даже когда они совсем не в ладах с русским. Думаю, надо разработать механизм, например «входное» тестирование на знание русского языка, чтобы всем сразу было ясно, куда определять ребёнка: в обычную школу или для начала в «Школу русского языка».
С таким мнением согласен и Ахмед Азимов, руководитель московского отделения Российского конгресса народов Кавказа: «Необходимо расширять сеть заведений по подготовке детей к школе, установить тестирование на знание русского языка при приёме в общеобразовательную школу, а тех, кто не говорит по-русски, сначала обучить языку».
А ребятам, приезжающим вместе с родителями в Москву ненадолго, целесообразно было бы, по мнению ряда экспертов, вообще учиться в школах при посольствах. Это правильно и с финансовой точки зрения: сегодня за обучение детей приезжих платит не их страна, не фирма, пригласившая родителей ребёнка работать в Москву, а столичный бюджет. Хотя на обучение мигрантов заложены деньги в бюджете их страны.
«Мы в свою очередь готовы открыть специализированные классы, в которых дети могли бы изучать любой язык, - уверен Исаак Калина, глава Департамента образования Москвы. - Для нас необходимы лишь заявки от родителей».
В школах русского языка учатся 417 детей из 29 государств
Киргизия - 143
Таджикистан - 66
Азербайджан - 55
Узбекистан - 39
Вьетнам - 30
Афганистан - 24
Армения - 8
Молдавия - 8
Турция - 8
Читайте по теме:
- 03 декабря 2024 18:10
-
«Экии» — значит «здравствуйте»
12 ноября 2024 19:14 - 29 октября 2024 20:16
- 29 октября 2024 20:07