Язык мой - друг твой?
На пути к межнациональному миру встали барьеры в общении
Надо признать очевидное: и Россия в целом и Москва в особенности сегодня уже не могут обойтись без трудовых мигрантов из республик бывшего СССР. Но как сделать так, чтобы этот многолюдный поток не вызывал чрезмерного напряжения в обществе и не провоцировал новых конфликтов?
Убыль коренного населения РФ (и прежде всего русских) за 1992‑2010 гг. составила 13,1 млн человек, а компенсация численности за счёт мигрантов - всего 6,4 млн человек. При этом около 3,6 млн коренных россиян уехали в эмиграцию за границу. Поэтому фактический прирост населения за счёт мигрантов составил не менее 10 млн человек, а по некоторым оценкам - 15-18 млн!
Одновременно меняется этнический состав мигрантов. Если с начала 1990-х и до середины 2000-х гг. более половины приехавших в Россию были русскими по национальности, то сегодня этот источник иссяк: подавляющее большинство отправляющихся в РФ на работу, учёбу - те, для кого русский язык не является родным. Это объясняет растущую культурную дистанцию между ними и коренным населением, порождает конфликты на межнациональной почве. Не обходят стороной эти конфликты и нашу столицу, ибо Московский регион особенно привлекает мигрантов. По нашим оценкам, в 2010 г. граждане стран СНГ занимали в Москве более 1 млн рабочих мест, а свыше 50 тыс. детей, подростков и молодёжи из СНГ учились в московских школах, средних специальных учебных заведениях и вузах.
Приезжающие в Россию и в её столицу граждане стран СНГ с каждым годом всё хуже говорят по-русски. Особенно это заметно у молодых мигрантов из среднеазиатских республик, выходцы из которых составляют половину всех гастарбайтеров. Почему бы не организовать для них массовое обучение русскому языку, как это делается в ряде зарубежных стран (например, в Испании, где на языковых курсах для взрослых обучается свыше 70 тыс. иностранцев)? Однако в России эта практика распространения не получила. Овладение приезжими языком страны пребывания носит стихийный характер. Кстати, ещё в 2009 г. в Совете Федерации был подготовлен законопроект об обязательном обучении мигрантов русскому языку. Но он до сих пор не принят. Серьёзным вызовом стал наплыв детей трудовых мигрантов из стран СНГ в московские школы. По данным окружных управлений образования, в 2009/2010 учебном году в столичных общеобразовательных учреждениях насчитывалось 26 875 детей из иностранных семей (9/10 их родителей - приезжие из СНГ). По нашим оценкам, реальное число иностранных детей в школах Москвы - не менее 40 тыс. (в Московской области - от 30 до 35 тыс.). То есть доля иностранных учащихся в школах столицы достигает почти 6% и является одной из самых высоких среди школ субъектов РФ. А доля учащихся, для которых русский язык неродной, составляет в некоторых округах столицы (прежде всего в ЮВАО) до 25% и даже больше.
Самой большой проблемой в московских школах, когда в них стало поступать значительное число детей из иностранных семей, стал языковой барьер. Многие дети владели русским очень слабо или почти не владели, а российские учителя не знали соответствующих иностранных языков, не имели навыков работы с подобным контингентом. Им было сложно вести занятия в классах, укомплектованных учениками с разным уровнем языковой и общеобразовательной подготовки, имеющими значительные культурные и ментальные отличия. Отпугивали школы с большой долей детей-мигрантов и семьи коренных москвичей: какие знания приобретёт их чадо в классе, где добрая половина детей едва говорит по-русски?
Замечу, что Департамент образования Москвы имеет уникальный опыт создания эффективно работающей системы языковой и социокультурной адаптации иностранных учащихся, прежде всего из СНГ. Ещё в 1990-е гг. были приняты программы, расширяющие изучение национальных языков и культуры, с одновременным углублённым изучением русского языка (как неродного) и русской культуры.
Ряд московских школ, в которых изучаются языки и культура бывших советских республик, являются мононациональными (то есть с преобладанием детей одной национальности). В их числе лицей «Абхазия», «Грузинский лицей». Также есть школы с очень широким национальным составом (например, армянская школа № 2042, где учатся представители 32 национальностей), в них имеются классы и группы, работающие (в том числе факультативно) сразу с несколькими национальными компонентами образования (азербайджанским, молдавским и т. д.). Среди первых наборов этой школы в начале 1990-х гг. практически никто из учеников не говорил по-русски. Большой известностью пользуется и школа № 157 с азербайджанским этнокультурным компонентом.
Начиная с 2000 г. в Москве ведётся подготовка (в форме курсов повышения квалификации) для учителей средних школ по специальности «русский язык как иностранный». А в системе среднего образования за счёт бюджетного финансирования начали создаваться специализированные группы по изучению русского языка как иностранного. В 2005 г. в Москве работали уже более 250 групп по 9-13 учеников. Принимают в московские «школы русского языка» детей начиная с 6,5 года. По национальному составу в них больше всего учащихся из Азербайджана, Таджикистана, Афганистана, Киргизии и Узбекистана. Для детей дошкольного возраста из иностранных семей при 23 московских школах созданы детские сады, в которых иноязычные малыши имеют возможность изучать русский язык. Интересно, что первое из дошкольных учреждений этого типа было открыто в Москве ещё в 1988 г. - детский сад № 11 с обучением на грузинском языке. В последующие годы он превратился в среднюю школу № 1331 с грузинским этнокультурным компонентом.
В 2005 г. в столице начали программу общеобразовательного обучения иностранной молодёжи, которой исполнилось 17-18 лет. Учитывая, что по российскому законодательству молодые люди старше 18 лет уже не могут посещать дневные средние школы, этой категории иностранных учащихся дали возможность продолжения образования в вечерней школе (одна из таких успешно работающих вечерних школ - № 90, при ней
также действуют курсы русского языка для молодых мигрантов). К настоящему времени по этой программе российскую среднюю школу смогли успешно окончить несколько сотен юношей и девушек из стран ближнего зарубежья.
К сожалению, школами русского языка охвачена лишь незначительная часть детей и подростков стран СНГ. Среди основных причин - небольшое количество таких спецшкол (по одной на каждый округ) и нежелание родителей-иностранцев возить детей в подобные учебные заведения из-за их удалённости (проще отдать ребёнка в ближайшую школу, тем более что закон предоставляет им такую возможность).
Проблема недостаточного знания русского языка представителями титульных наций стран СНГ, прибывающими в качестве трудовых мигрантов или в иных целях в Москву и другие регионы РФ, не может быть решена только усилиями местных властей и учебных заведений. Мало также принять законодательные акты, которые бы стимулировали приезжих активно осваивать великий и могучий. Нужна всемерная поддержка русскоязычного образования и расширения изучения русского языка во всех бывших советских республиках. Ведь именно от его позиций на постсоветском пространстве зависит, останется ли русский в будущем мировым языком.
Читайте по теме:
- 03 декабря 2024 18:10
-
«Экии» — значит «здравствуйте»
12 ноября 2024 19:14 - 29 октября 2024 20:16
- 29 октября 2024 20:07