Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души21 голос15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Между нациями18 мая 2011 11:00Автор: Елена Минилбаева

Художник и его муза

Чета Лебедевых

Этот брак, пожалуй, можно было бы назвать типичным – испокон веку мари женились на русских, а русские брали в жены мари – живут рядом и межнациональные свадьбы играются часто

Нетипично другое –  вот уже 54 года, более полувека (!), живут вместе и в горе и в радости Аркадий Григорьевич и Тамара Никитична Лебедевы, главный художник Центрального музея Вооруженных сил, заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель искусств России и его муза.

Познакомились они в Армении, на турецкой границе. Здесь проходил службу молодой лейтенант Аркадий Лебедев из Марий Эл, а Тамара Никитична, родом из Брянской области, училась в Ленинаканском железнодорожном техникуме.

1957 год. Дом офицеров, весна, вечер танцев. Тамара Никитична вспоминает: «Аркадий так интересно рассказывал о живописи, о знаменитых художниках, что я и опомниться не успела, как всего три месяца спустя уже стояла перед ЗАГСом».

Родных на свадьбе не было – в те годы один билет на поезд стоил месячной зарплаты, а у Аркадия и Тамары матери одни воспитывали детей. Свадьбу отмечали бутылкой вина и огромной кастрюлей наваристого борща – чтобы хватило на всю компанию. Гости ели да нахваливали – «гляди, Аркадий, какая у тебя хозяюшка, знатные борщи варит!» Предсвадебным подарком Аркадия стала нежная, пронизанная солнцем картина «Вышивальщица», на которую сбегалось посмотреть все общежитие.

Судьба военного непредсказуема – всего месяц спустя Аркадия Лебедева командировали в Польшу. Защитив диплом, Тамара Никитична присоединилась к мужу. К тем годам относятся простые карандашные зарисовки – мать и дитя, доверчиво припавшее к плечу. Это, конечно, она, Тамара Никитична, и их первенец – Сережа.

В Марий Эл Тамара впервые попала лишь спустя два года после свадьбы. Встретили ее здесь, как родную: ходили в гости по всей деревне. А после мать Аркадия по марийскому обычаю провела ее по хозяйству, распахивая двери хлева и клетей, чтобы невестка чувствовала себя как дома.

Тамара Никитична вспоминает: «Как-то так сложилось, что языкового или иного барьера не было. Вся его семья разговаривала со мной по-русски, а я в свою очередь с любопытством прислушивалась к напевной марийской речи, старалась запоминать марийские слова, хотя бы на уровне «принеси-подай». С удовольствием слушала марийские песни – в Марий Эл ни одно застолье не обходится без хорового пения, а мне это близко, сама выросла в музыкальной семье. Да и воспитаны мы были в духе интернационализма – в то время людей не делили по национальности, все жили дружно».

Русская невестка пришлась по сердцу матери Аркадия: веселая, открытая, поет да еще и на гармошке играет! Есть у Тамары Никитичны такое увлечение – «как лихо мне, возьму гармошку, и все как рукой снимает!» Гармошек у нее целая коллекция – пять штук.

А «лихо» бывало часто: пока оба получали высшее образование, а Аркадий Григорьевич даже два – в Кубанском университете и Военно-политической академии им. Ленина в Москве, и наскоро обустраивали быт по гарнизонам то в Ашхабаде, то в Кубинке под Москвой, все хозяйственные заботы ложились на плечи Тамары Никитичны – обычная доля офицерской жены. Труднее всего было во время переездов: помимо работ Аркадия Григорьевича нужно было паковать огромную библиотеку в несколько тысяч томов: Аркадий Григорьевич – художник, по преимуществу, батальный, и в написании исторических битв пользуется только первоисточниками. Множество его работ обогатили экспозицию военных музеев по всей стране и за рубежом. Одна из его картин экспонируется в Брюсселе, в Музее королевских искусств.

Аркадий Григорьевич Лебедев стал основателем целой династии живописцев: два племянника, со своей и жениной стороны выбрали живопись и монументальную скульптуру и работа одного из них – монумент в честь Михаила Архангела украшает центральную площадь Сочи.

А недавно, с легкой руки жены, на полотнах Аркадия Григорьевича расцвели цветы. На даче у Лебедевых – настоящий райский сад: яблони, сливы, груши, лимоны и…три десятка видов цветов, взращенных руками Тамары! Кстати, дача построена руками Аркадия Григорьевича из янтарного соснового сруба, привезенного из Марий Эл – «это мой кусочек родины».

Сейчас Аркадий Григорьевич Лебедев готовит к празднику Победы открытие большой выставки своих работ в Архангельском. Здесь будут выставлены и натюрморты, и пейзажи, и его батальные полотна. Готовится к выставке и Тамара Никитична – ее знаменитые воздушные пирожки с грибочками, с творогом и курагой станут украшением фуршета.

- Но все-таки, было ли когда-нибудь в вашей семейной жизни столкновение «национальных особенностей» характера?

Аркадий Григорьевич надолго задумывается: «Нет, и никогда не было. Тамара уважает наши обычаи и сама с удовольствием и «веревочку» (марийский народный танец) плясала, и в свадебных обрядах первая принимала участие. Более того, еще и переняла часть наших традиций – у народной мудрости ведь нет национальности».

А Тамара Никитична добавила: «Вот есть в муже одна чисто национальная, марийская черта – непробиваемое упорство, настойчивость. Но может быть, за это я его и люблю».

нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru