Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России34 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов5%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души22 голоса15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках24 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения61 голос41%
Предыдущие опросы

Образование23 марта 2016 16:14Автор: Елена Данилевич

Достоевский предсказал события XXI века

Фото: Public Domain
Ф. М. Достоевский, 1879

Человек по-прежнему оправдывает свои преступления. А значит, эпоха великого писателя не закончена?

В этом году исполняется 150 лет роману Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». История его создания объединяет трагедию и детектив, а взяться за перо гения заставили безденежье и страх долговой тюрьмы. Однако это лишь внешние причины. Идею автор вынашивал 6 лет. 

Совесть - это мука?

Истоки романа заложены во времена каторги Достоевского. Ему едва исполнилось 28 лет, как в 1849 году он был осуждён по делу петрашевцев. Тюрьма и муштра в полку значительно изменили его взгляды, укрепили веру. В это время и появляется идея написать произведение, где отразились бы «муки совести». 

«Молодой человек, исключённый из студентов, решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, жадна, зла, больна, заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. Он решает убить её и обобрать с тем, чтобы сделать счастливой свою мать, живущую в уезде. Избавить сестру от притязаний, грозящих ей гибелью. А потом всю жизнь быть честным, твёрдым в исполнении гуманного долга к человечеству, чем уж, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над глупой старухой, которая сама не знает, для чего живёт на этом свете» - так в письме известному издателю Каткову излагает сюжет Достоевский. Прозорливый редактор «Рус­ского вестника» тут же соглашается напечатать роман полностью и высылает Достоевскому щедрый аванс, который тут же уходит ростовщикам. Ведь до этого Фёдор Михайлович уже получил аванс от другого издателя с обещанием отдать роман ему и проиграл эти деньги в Висбадене. Что делать? Писать!

В крошечной комнате, без еды и света, «в самом тягостном положении», «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», писатель приступил к работе над романом. Сначала он пробует форму исповеди, однако вскоре происходит «творческий взрыв». В тетради писателя появляется серия набросков, где видно, как сталкиваются две само­стоятельные линии. В итоге в ноябре 1865-го Достоевский сжигает первоначальный вариант и выбирает новый формат - рассказ от имени автора. 

Образ главного персонажа, Родиона Раскольникова, написан с реальных убийц. Первый прототип - 27-летний Герасим Чистов, раскольник по веро­исповеданию. В 1865-м в Моск­ве ударом топора он лишил жизни двух старух - кухарку и прачку. На убийство молодой человек пошёл, чтобы ограбить их хозяйку. Второй «герой» - Александр Тимофеевич Неофитов, профессор всеобщей истории и родст­венник Достоевского, проходивший по делу подделывателей билетов внутреннего займа. Третий - французский садист Пьер Франсуа Ласенер. Оправдывая свои злодеяния, Ласенер писал стихи и мемуары, пытаясь доказать, что он «жертва общества», мститель, а так жестоко действует во имя революционной идеи, сражаясь с несправедливостью.

Первая часть «Преступления и наказания» появилась в «Русском вестнике» в январе 1866 года, а последняя - в декабре. «Большинству современников не дано было понять и оценить масштаб и глубину творчества Достоевского. Для них он в значительной степени был «певцом униженных и оскорблённых» и/или «жестоким талантом». Открыл Достоевского как великого христианского писателя русский Серебряный век, начиная с Владимира Соловьёва и Василия Розанова, - рассказывает Борис Тихомиров, председатель Российского общества Ф. М. Достоевского. - Для Запада же подлинное значение Достоевского вообще стало ясно лишь после Первой мировой войны, когда в человеке и обществе раскрылись такие «сатанинские безд­ны», о которых XIX век не мог даже и помыслить. Стало явью то, что современникам в произведениях Достоевского представлялось фантастикой, гиперболой, бредом… Достоевский - явление эпохальное. Однако эпоха Достоевского ещё далека от завершения.

Литературный набат

Гузель Черюкина, кандидат филологических наук

Роман «Преступление и наказание» переоценить невозможно. Он, как мне видится, из поздних романов писателя самый сложный, так как, с одной стороны, в нём уже сконцентрированы все мощнейшие идеи и предвидения Достоевского, а с другой - эти идеи ещё не получили своей нравственно-философской «развёрнутости». Это будет представлено в более позднем творчестве, в том числе в моножурнале «Дневник писателя». Так что же такое «преступление», а что «наказание» для Достоевского? Почему мы и сегодня обращаемся к этому художественному тексту и обнаруживаем потрясающую актуальность и злободневность во всём высказанном автором 150 лет назад? А вы перечитайте эпилог романа, последнее видение Родиона Раскольникова на каторге. Да разве не о нашем всеобщем человеческом безумии он пишет?! Для Достоевского преступление - это не просто нарушение закона, юридических норм общежития, это всегда великий грех, порождаемый мыслями и чувствами самого человека. Герой романа идёт на убийство, движимый не столько ненавистью, сколько состраданием к судьбам «бедных людей», «униженных и оскорблённых». Но его стремление к справедливости становится лишь ловушкой и оружием против него самого. И в этом заключается самое тяжёлое испытание для Раскольникова. Писатель показал читателю, как человек убивает человека в себе самом. Не только Раскольников фигурирует в романе. Не менее значителен образ Сонечки Мармеладовой, пожертвовавшей своей честью и принявшей свой позорный крест ради спасения семьи от голодной смерти. Здесь же Лужин - воплощение личной сытости и самодовольства, Свидригайлов - погрязший в разврате и утративший всякий интерес к живой жизни, Разумихин - всегда готовый прийти на помощь и поддер­жать ближнего в любой ситуации. Вот она - нормальная человеческая отзывчивость! И сегодня роман является литературным набатом, взывающим к человеческому разуму и возвращению к своему естественному, гуманному всечеловеческому началу.

Читайте также: Незавидная судьба сына гения

Читайте также: Любовь как лекарство

нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru