Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души21 голос15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Образование19 ноября 2015 09:54

Мы все члены одного экипажа

Фото: Эдуард Кудрявицкий

Лучшие произведения - о дружбе.

Александр Смирнов, историк, писатель, путешественник

Близко ли нам иностранное слово «толерант­ность»? Может быть, лучше для русского языка и нашей культуры слово «дружба»?  Но возможна ли дружба между людьми разных национальностей, традиций, разной культуры и религии? Ведь дружба - чувство сугубо личное, индивидуальное, сокровенное. Может ли оно возникнуть у совершенно различных народов? Эти вопросы мне задают на встречах не только юные читатели. И я всегда обращаюсь к примерам в мировой и отечественной классике, которые показывают - да, это чувст­во возможно, и возникает оно нередко тогда, когда два разных народа объединяются общей бедой, общей идеей.

В русской литературе первым интернационалистом вспоминается путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай. Дикари Новой Гвинеи стали искренними друзьями русского гостя, хотя поначалу он был встречен ими крайне враждебно. Однако уже скоро папуасы его так полюбили, что не хотели отпускать обратно и уговаривали остаться у них навсегда, они обещали построить для него новый дом вместо хижины, предлагали в жёны любую девушку. Авторитет Миклухо-Маклая был так велик, что он добился прекращения междоусобных войн между отдельными группами дикарей. «Моё влияние на туземцев, - писал путешественник, - оказалось так сильно, что мне удалось совершенно прекратить, на всё время моего пребывания, постоянные междоусобные войны». Об этой удивительной дружбе с людьми совершенно другой культуры этнограф издал «Очерки из путешествия в западную Микронезию и северную Меланезию».

Кстати, фамилия у русского учёного совсем нерусская. Не находите? Правильно, он потомок запорожского казака, который стал прообразом бесстрашного атамана Тараса Бульбы в одноимённой повести великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя.

Человеческие отношения - вот чему посвящены лучшие произведения русской и мировой литературы. И они могут возникнуть даже между врагами, между пленником и хозяином. Повесть Льва Толстого «Кавказский пленник» рассказывает о судьбе пленных русских офицеров - Жилина и Костылина, в ходе Кавказской войны захваченных горцами. Мастер на все руки, Жилин, даже сидя под арестом, вызывает дружеское расположение дочки хозяина, сделав ей куклу. «Хорош Иван, и Абдул хорош!» - повторял его хозяин, благодарный своему пленнику за тонкую работу.

Впрочем, часто дружат и «за» общего любимца. В весёлой «Повести о Ходже Насреддине» советского писателя Леонида Соловьёва главный герой - остроумный весельчак, любимец бедноты всех народов Востока. Все национальности исламского мира дружили «за» Насреддина «против» богачей-угнетателей.

В мировой литературе сотрудничество между представителями совершенно разных народов и рас доказывал целый ряд классиков приключенческого жанра. Кто читал роман американского романиста Джеймса Фенимора Купера «Последний из могикан», тот не поверит в то, что коренные народы американского континента были хоть в чём-то неполноценными.

Но настоящим певцом равноправия народов и рас на планете был французский романист Жюль Верн. Известный как король приключенческого романа, один из основоположников жанра научной фантастики, он тем не менее является и пропагандистом тех идей, которые сейчас называются дружбой народов или расовой и этнической толерантностью...

В романах «Пятнадцатилетний капитан» и «Таинственный остров» верными и равноправными товарищами белых путешественников стали чернокожие африканцы. Белокожего 15-летнего капитана, жену и сына английского богача, рискуя жизнью, спас их чернокожий слуга - и благодарный олигарх из США не смог унизить своего благодетеля.

Действия самых знаменитых произведений писателя происходят на планете в 60-х гг. ХIХ в. В те времена «белый колониализм» цвёл пышным цветом, а о равноправии народов и рас на Земле не мечтал и самый радикальный фантазёр. А он доказал, что и белокожие, и чернокожие, и краснокожие мальчишки, взахлёб читая его романы, одинаково мечтают стать честными и равноправными товарищами своим спутникам в путешествии, храбрыми соратниками в бою со злом, неутомимыми в познании окружающего мира и дерзкими в научных прозрениях.

Разные писатели, разные эпохи, разные жанры… А пишут все об одном, главном - если представители разных рас и народов оказываются в общей беде, на одном острове, на одной подлодке, в одной общей крепости, то от их розни не остаётся и следа. А мы, читатели, должны осознать, что во вселенском океане космоса мы все экипаж одного общего корабля «Земля», коммуна одного общего острова - нашей планеты.

Читайте также: «У детей всё человечней»

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru