Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России34 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов5%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души22 голоса15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках24 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения61 голос41%
Предыдущие опросы

Легенды столицы11 сентября 2012 21:08Автор: Марина Герасимова

Классиков - за забор

Фото: Эдуард Кудрявицкий
Неужели музей не нужен?

Кому не дают покоя писательские дачи?

Известный писательский посёлок Переделкино, где отдыхал весь цвет советской литературы, оказался теперь в Новой Москве и попал в эпицентр скандала. Судебные приставы пытаются освободить дачу Чингиза Айтматова от его потомков и опечатать дом. Такая же участь ждёт и остальных обитателей «культурного заповедника»?

«Чингиз Айтматов занимал дачу в Переделкине с 1988 г., здесь выросли его внуки, сейчас отдыхают правнуки, которых, правда, в связи с последними событиями нам пришлось увезти, - рассказала «АиФ» родственница писателя Гюзель Айтматова. - После смерти Чингиза Торекуловича руководство Литфонда (организации, которая является собственником дач в писательском городке) стало намекать нам, что пора бы освободить помещения. Причём очень оригинально. Например, несколько раз нам отключали свет, но при этом как ни в чём не бывало продолжали взимать арендную плату, которую мы исправно вносили. И вот в январе 2012 г. состоялось заочное заседание суда, на которое нас даже не вызвали, где постановили - выселить наследников Айтматова с дачи.

История приняла угрожа­ющий оборот, когда 21 августа у наших ворот появились судебные приставы, представители Литфонда и рабочие, вооружённые ломами. Это было такое психологическое давление. Настроена вся компания была недружелюбно. Кстати, среди рабочих был парень-киргиз, и я спросила его на родном языке: «Знаешь ли ты, в чей дом пришёл?» Ведь Чингиз Айт­матов любим не только в России, но и в Киргизии. Сопровожда­в­шие сразу на меня зацыкали. В общем, тогда «атаку» удалось отбить, но через неделю всё повторилось. Правда, на этот раз мы вооружились юридическими документами - подали кассационную жалобу, которая даёт нам время на передышку. И всё же мы живём, как на вулкане, ожидая, что приедет бульдозер и снесёт этот прекрасный, уникальный деревянный дом с мезонином, построенный в ­1930-х гг. А ведь Литфонд когда-то создавался для того, чтобы поддерживать писателей и их родственников».

Кстати, потомки Айтматова предложили литфондовцам отдать дачу под опеку государства и устроить там музей писателя, тем более что в следующем году страна будет отмечать 85-летие со дня рождения классика, а в России у него нет ни одного музея. Однако организация-соб­ственник не одобряет этой идеи.

«Дачи выделяются творче­ским людям в качестве мастерских - для того чтобы они там создавали свои нетленки. Согласно нашему уставу писатель пользуется помещением пожизненно, но в течение полугода после его смерти семья обязана покинуть дачу. Дом, где жил Айтматов, никто сносить не собирается, но у нас более полусотни писателей, которые ждут своей очереди на заселение», - комментирует адвокат Сергей Казимиров, представляющий интересы Литфонда. Правда, на вопрос о том, кого из длинного списка писателей могут поселить на освобождённой даче классика и кто вообще из известных людей претендует на заселение в Переделкине, адвокат из Литфонда ответить затруднился.

Есть и ещё один неоднозначный момент. Являясь соб­ственником дач (так сказать, хозяйствующим субъек­том) и собирая арендную плату, которая, по мнению местной интеллигенции, довольно «кусачая», Литфонд особо не участвует в поддержании порядка в посёлке.

По свидетельству родственников Айтматова, а также жителей других исторических домиков, ремонтом дач никто не занимается, а ведь они, хоть и построены известными совет­скими архитекторами «на века», нуждаются в реставрации. Помощь оказывают только официальным дачам-музеям - домам Корнея Чуковского, Бориса Пастернака, Булата Окуджавы и галерее Евгения Евтушенко. Остальные дома, представляющие неменьшую историческую и культурную ценность, но пока не имеющие статуса музеев, постепенно ветшают, если их не ремонтируют за свой счёт сами жители, что не всем по карману.

Этим писателям повезло больше, чем Айтматову. Фото: Эдуард Кудрявицкий

Как рассказал «АиФ» Андрей Хазов, заместитель директора агентства эксклюзивной недвижимости, земля в Переделкине очень дорогая и цена устойчиво держится на уровне 50 тыс. долларов за сотку. «Дача Айтматова стоит не меньше 3-4 млн долларов. И у соб­ственника есть возможность её, как и другие переделкинские дома, пустить с молотка, - считает Павел Пожигайло, председатель комиссии Общественной палаты РФ по культуре, куда потомки Айтматова обратились за защитой. - А если учесть, что минувшим летом посёлок вошёл в состав Москвы и не за горами то время, когда Москомнаследие, разобравшись что к чему, может признать это место охраняемой зоной, сейчас самый подходящий момент избавиться от имущества на выгодных условиях».

В Общественной палате намерены не только отстаивать идею организации в Переделкине музея Чингиза Айтматова, но и инициировать проверку деятельности Литфонда, чтобы выяснить, что за люди и на каких основаниях распоряжаются имуществом, оставшимся после распада Союза писателей СССР.

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru