Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души21 голос15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Между нациями29 января 2013 18:37Автор: Александр Колесниченко

Регистрируют всех?

Фото: Эдуард Кудрявицкий
«Хотим жить и работать здесь легально. Получится ли у нас?»

Продолжается «шлифовка» миграционных законов

Недавно в информационном агентстве «Росбалт» собрались эксперты. Во-первых, чтобы разъяснить уже вступивший в силу закон, освобождающий от необходимости получать разрешение на работу одной из категорий иностранных граждан. Во-вторых, обсудить недавно внесённые поправки, которые существенно изменят правила регистрации российских граждан по месту пребывания. Жаркая дискуссия, впрочем, вышла за рамки двух этих глобальных тем.

На новогодних каникулах президент внёс изменения в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Новации дали одной из категорий иностранцев право на трудовую деятельность без разрешения на работу. Но могло показаться, что речь идёт обо всех многочисленных мигрантах, в том числе из бывших центральноазиатских республик СССР. Между нашими странами действует безвизовый режим, теперь они ещё и запросто смогут устраиваться на работу? Отнюдь.

«Эта мера не носит ни революционного, ни кардинального характера, - развеял опасения Вячеслав Поставнин, президент фонда «Миграция XXI век». -  На самом деле от разрешения на работу освобождаются только те, кто имеет разрешение на временное проживание (РВП, оно выдаётся сроком на три года. - Ред.). Нужно помнить, что РВП - это первый шаг к гражданству».

«Речь идёт о законодательном оформлении уже имеющейся практики, - подтвердила Светлана Ганнушкина, руководитель центра «Миграция и право», председатель Комитета «Гражданское содействие». - Такая норма была в законе 2006 г., но «ушла», когда появилась программа переселения соотечественников. Впрочем, быстро поняли: получается, мы даём право (выдавая РВП. - Ред.) три года жить в России, но не даём права работать? Поэтому был циркуляр ФМС РФ, по которому такой категории иностранцев выдавалось разрешение на работу вне квот». «Речь идёт примерно о 70 тыс. человек в год на всю страну», - добавил Владимир Зорин, замдиректора Института этнологии и антропологии РАН.

А вот по поводу обсуждаемых в Госдуме поправок, которые призваны ужесточить регистрационный режим по месту жительства (а также ответст­венность за его нарушение), разгорелась острая дискуссия.

Как пояснил Поставнин, под поправки попадают прежде всего российские граждане, которые сейчас проживают не там, где они зарегистрированы,  например на съёмных квадратных метрах. Ведь иностранные работники с 2006 г. могут быть зарегистрированы своим начальством и по месту работы (в том числе в нежилых помещениях).

Интересно, что в качестве одной из главных целей ново­введения декларируется борьба с «резиновыми» квартирами. И первый замглавы Федеральной миграционной службы Екатерина Егорова в одном из интервью заверила: гоняться за россиянами, которые просто снимают квартиры, никто не будет.

С одной стороны, по словам Поставнина, это и невозможно: «Таких людей несколько миллионов. Готова ли сама миграционная служба к тому, что они пойдут регистрироваться?» С другой стороны, уже сейчас в паспортно-визовых службах есть информация обо всех «резиновых» квартирах. А у правоохранителей есть возможности бороться с «нехорошими» квартирами и с сотрудниками, которые, оформляя сотни жильцов в такие квартиры, бывает, идут и на прямое нарушение законов.

«Новации, очевидно, направлены на то, чтобы знать о миграционных процессах в стране и управлять ими, - заметил Игорь Кузнецов, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН. - Но нужно учитывать и реальные повседневные практики, в том числе коррупционные».  «У государства должна быть информация о миграционных потоках внутри страны, но бумажной «пропиской» в современном обществе уже ничего не проконтролируешь, - пояснил Поставнин. - Однако закон, если будет принят, заживёт своей жизнью: участковому лейтенанту ведь всё равно, как этот закон в действии видит руководство ФМС».

Кстати, эксперты обратили внимание на оценку внесённых поправок, которую дало правительство: у предложенного закона нет механизма исполнения. «Такие нормы о регистрации смогут применяться только выборочно, - подытожила Ганнушкина, - а значит, лишь подстегнут коррупцию».

Тем временем, напомнив, что закон всё же ещё не принят и будет обсуждаться, Владимир Зорин обратил внимание на более масштабную проблему: «Отношение к мигрантам (прежде всего иностранным. - Ред.) в обществе разнонаправленное. Есть совершенно разные взгляды на то, как регулировать этот процесс. Однако все мы - эксперты, власть, гражданское общество - недооценили мигрантофобию как фактор радикализации межнациональных отношений в стране. Этот просчёт надо признать и совместными усилиями исправлять ситуацию».

При этом, например, европейский опыт интеграции мигрантов скорее отрицательный. «Европейская толерантность, - считает Ганнушкина, - неожиданно превратилась в нетолерантность к собственным ценностям. Но свою культуру нужно уметь ценить и отстаивать».

По словам Кузнецова, ситуация в разных странах достаточно типична: под наплывом мигрантов возникает риск размывания культуры, привычного уклада жизни. «Однако особенность России в том, что русская, российская культура открытая и не терпит внутри себя закрытых культурных пространств, даже если люди в них демонстративно не нарушают законов. Главной проблемой для России становится проблема закрытых этнокультурных анклавов». Между тем значительная часть мигрантов, особенно те, кто не имеет цели навсегда остаться в России, предпочитает жить именно так - совершенно недоступными для посторонних глаз анклавами. Впрочем, Зорин обратил внимание, что проблемы, связанные с миграцией, нужно обсуждать применительно к конкретным регионам: в каких-то тема более актуальна, в каких-то такой проблемы нет. Причём проблем нет и в некоторых регионах с относительно высоким количеством приезжих, что, по словам эксперта, говорит о грамотной, постоянной и системной работе местных властей.

Подводя итоги встречи, все эксперты согласились с тем, что миграция - глобальный процесс, «выпасть» из которого не удастся даже с помощью запретов. Надо учитывать риски, работать с негативными последствиями, грамотно этот процесс регулировать и использовать на благо страны.

нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru