Мигранты второй волны
Кому трудовая миграция нужна больше - принимающей стороне или тем, кто отправляет людей?
Пока политики бывших советских республик, а ныне стран СНГ перекладывают ответственность друг на друга, граждане Таджикистана, Узбекистана и Киргизии едут в Россию на свой страх и риск. Причём это риск не только не получить работу, но и совершенно реальная опасность умереть в чужой стране.
Условия труда и проживания зачастую ужасны, а медстраховки у мигрантов просто нет. «В формировании социального пакета мигранта (который включает и медстраховку) должны участвовать работодатель и оба государства, а также профсоюз мигрантов, - уверен Каромат Шарипов, председатель общероссийского движения «Таджикские трудовые мигранты». - Из числа заинтересованных сторон я исключаю личность мигранта, потому что рынок труда использует его как дешёвую рабочую силу».
Почему в Москве разрешение на работу стоит около 20 тыс. руб.? Как получается, что квота на работников заканчивается намного раньше, чем календарный год? С какой целью легализацию мигрантов отдали фирмам-посредникам? Почему работодатели легко обманывают трудяг, часто не заплатив им за несколько месяцев тяжёлой работы? Сегодня ни одна организация не берёт на себя ответственность за все перечисленные проблемы, поэтому каждый приезжий надеется только на себя, на своих родственников и земляков. Он не живёт, а выживает, постоянно испытывая страх потерять место, тяжело заболеть или лишиться ночлега.
С момента распада СССР прошло двадцать лет. Мы наблюдаем, как на самом деле развиваются независимые республики. Что за это время молодые государства для своих граждан сделали, чтобы те жили благополучно и в достатке? Многие руководители государств так «старались», что всё трудоспособное население уехало для того, чтобы просто выжить. К числу таких бывших союзных республик относятся Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Молдова, Беларусь и Армения. Люди ищут, где лучше, и поэтому в основном едут в Россию.
Первый поток миграции составили взрослые люди, хорошо знающие русский язык, имеющие специальности. Но их никто не звал и никто не ждал. Это совпало с переходным периодом в жизни России, реформой во всех структурах экономики. И тогда не было цивилизованного рынка, а были стихийные базары, куда и налетели приезжие.
Но прошли годы, а в бывших советских республиках жизнь не улучшилась: одни подались развиваться европейским путём, другие с американцами подружились, третьи пока ещё ни с чем не определились. А время бежит, и новое поколение мигрантов уже вполне освоилось на российском рынке труда. Большинство молодых приезжих работают, как правило, дворниками, строителями, разнорабочими. В лучшем случае - торгуют на базаре. Некоторые находятся на рабочем месте нелегально, не знают русского языка, да и вообще плохо образованны. Принцип их работы таков: «Бери больше - кидай дальше!» Молодые люди, как когда-то и их родители, никому не нужны. Найти легальную работу им невероятно трудно. «Когда в 2002 г. принимался федеральный закон о гастарбайтерах, в него сразу был заложен коррупционный потенциал, - считает Светлана Ганнушкина, председатель общественного Комитета гражданского содействия. - Квот принимается заведомо мало. И ими начинают торговать. Положение мигрантов не меняется, потому что оно кому-то очень выгодно».
А ведь рабочие вовсе не рады нелегально трудиться и получать зарплату в конвертах. В семьях Центральной Азии детей воспитывают особым образом: в уважении к старшим, в стремлении помочь родственникам и, самое главное, в желании честно трудиться. По словам одного из руководителей общественной организации в Москве, они так и живут - работают, отсылая деньги на родину, хотят купить автомобиль, построить дом и удачно жениться. Но, с другой стороны, кто они? Чему ещё научились, кроме как мести улицы и батрачить на стройплощадках? И что будет, когда услуги их не понадобятся или их сменят более молодые соотечественники? «Каждый год приезжие рабочие пересылают домой (в бывшие советские республики) миллиарды долларов, заработанные тяжким трудом, причём доля средств, уходящая в Прибалтику, очень невелика, - говорит Каромат Шарипов, председатель общероссийского движения «Таджикские трудовые мигранты». - Вообще о прибалтийских мигрантах мало кто слышал, ведь их очень мало в России. Причина проста - в странах Балтии есть программы социальной помощи, поэтому у граждан не возникает желания и - что ещё важнее - необходимости ехать в Российскую Федерацию на заработки. А властям Таджикистана, Узбекистана и Киргизии плевать на собственных граждан: чем больше уедет в поисках работы, тем проще для чиновников. Но ведь если общими усилиями легализовать приезд и пребывание в России мигрантов, если обустроить им быт, от этого выиграют все - и россияне, и приезжие».
Тут невольно возникает вопрос: кому трудовая миграция нужна больше? Принимающей стороне или тем, кто отправляет мигрантов? Пока политики бывших стран СНГ лишь стараются переложить ответственность друг на друга. «Наша общественная организация в течение 10 лет пишет во все инстанции о том, что все миграционные законы, которые принимаются Таджикистаном и Россией (государственные миграционные ведомства обеих стран работают рука об руку!), нуждаются в доработке, - продолжает К. Шарипов. - Ещё одна злободневная проблема - отсутствие медстрахования приезжих. Чуть ли не ежедневно из России в Таджикистан отправляют гробы с телами мигрантов. И решение вопроса медицинского страхования не терпит отлагательства, потому что среди умерших не старики, а молодые люди, ушедшие из жизни по болезни. Я полагаю, что в формировании социального пакета мигранта (который включает и медицинскую страховку) должны участвовать в первую очередь заинтересованные стороны: работодатель и оба государства, а также профсоюз мигрантов. Из числа заинтересованных сторон я исключаю личность мигранта, потому что рынок труда использует его в качестве дешёвой рабочей силы и потому что мигранты относятся к социально незащищённым слоям населения». Но никто не хочет сделать шаг первым. Может быть, всё же пока?
- 03 декабря 2024 18:10
-
«Экии» — значит «здравствуйте»
12 ноября 2024 19:14 - 29 октября 2024 20:16
- 29 октября 2024 20:07