Воевавшие не в Ташкенте
Несмотря на то, что с момента окончания Великой Отечественной войны прошло уже 66 лет, возникшая в годы войны во многом стараниями нацистской пропаганды, легенда о том, что евреи «воевали в Ташкенте» сохранилась до наших дней, и даже иногда находит поддержку у казалось бы, солидных писателей
Живучесть этой легенды объясняется многолетней советской практикой замалчивания подвигов солдат и офицеров-евреев. Практика эта пошла еще с военных времен, когда на одной из встреч Сталина прозвучал тезис «вождя всех народов» о евреях, как о «плохих солдатах»». О них не писали в книгах о войне, а если и писали , то стремились «заретушировать» их национальность, не издавали сборников писем солдат-евреев. В результате поколения выросшие и родившиеся после войны, не видя еврейских фамилий в рассказах о военных подвигах, часто верили в то, что «евреи не воевали».
Ситуация изменилась лишь после падения советского режима, когда стали доступны многочисленные архивные данные и появилась возможность свободно публиковать собранные ранее материалы. Первым и наиболее значительным публикатором этих данных стал профессор Военной академии имени Фрунзе, ветеран войны Федор Свердлов, активно использовавший материалы архива Министерства обороны. Из этих данных вырисовывается картина, разительно отличающаяся от нарисованной недобросовестной легендой.
По разным оценкам во время войны в строй встали около полумиллиона евреев – каждый десятый еврей-житель СССР. 27% из них пошли добровольцами – самый высокий уровень среди народов СССР. Почти 40% из ушедших на фронт – 200000 человек, не вернулись с войны. Это почтив полтора раза выше, чем средние потери среди призванных в советскую армию в 1941-1945. Такой высокий процент погибших во многом был обусловлен тем, что в отличи от солдат и офицеров других национальностей, у евреев практически не было шансов на выживание в плену – немцы расстреливали пленных евреев чуть ли не прямо на поле боя (таких по разным подсчетам, было от 60 до 80 тысяч). Спасались лишь те, кому удалось выдать себя за нееврея.
Можно сказать, что количество призванных – это не показатель – гребли, мол, всех. Тогда обратимся к другим источникам – сведениям о награждениях за военные подвиги. По числу награжденных орденами и медалями евреи занимают четвертое место среди народов СССР после трех славянских народов – 160772 человека – почти треть от числа призванных. По числу Героев Советского Союза – пятое, пропустив вперед татар. По разным подсчетам это звание получили от150 до 160 человек. Многие – посмертно. Среди кавалеров Звезды Героя – бомбивший Берлин в 1941 г. летчик Михаил Плоткин, командир артиллерийской батареи Борис Хигрин, задержавший продвижение вражеских танков в 1941 г., подбивший семь немецких танков наводчик-артиллерист Ефим Дыскин, летчица-штурман Полина Гельман, 860 раз бомбившая немецкие позиции, майор Цезарь Курнгиков, возглавлявшйи десант, высадившийся в Новороссийске в 1942 г. 11 летчиков-евреев повторили подвиг капитана Николая Гастелло, направив свои горящие самолеты на врага (но звание Героя присвоили лишь шестерым из них), четверо – повторили подвиг Александра Матросова ( звание Героя получили лишь двое).
Евреи активно участвовали в движении Сопротивления на оккупированной территории. Не менее 55000 евреев воевали в партизанских отрядах. Где-то это были отдельные «еврейские» отряды (наиболее крупные из них – с численностью под 1000 человек, значительную часть которых правда, составляли женщины и дети, создали братья Бельские под Новогрудком, и житель Минска Шолом Зорин), а где-то евреи просто вливались вы состав партизанских соединений. Впрочем, здесь им часто, гораздо чаще, чем в армии, где существовала жесткая система «присмотра» за настроениями бойцов со стороны особых отделов, приходилось сталкиваться с антисемитизмом со стороны своих боевых товарищей и командиров. Даже в гетто, перед лицом смерти от рук нацистских карателей и их приспешников из числа местного населения (всего на территории СССР было уничтожено почти 3 миллиона евреев), евреи создавали подпольные организации, собирали оружие, организовывали побеги, нападали на карателей. Всего известно около 20 подобных случаев. Наиболее успешным было восстание в украинском селе Тучин в сентябре 1942 г., когда бежать смогли около 2000 человек Однако, к сожалению мало кто из беглецов смог выжить – большую роль сыграла враждебность со стороны местного населения, нередко выдававшего их немцам, или расправлявшегося с ними. До освобождения дожили лишь 20 человек.
И кстати, к вопросу о замалчивании. Со времен войны символом трагической судьбы советского подполья на занятых фашистами землях, была фотография повешения в Минске в октябре 1941 г. молодой девушки-подпольщицы, сделанная немецким офицером. Однако, до недавнего времени во всех официальных справочниках о ней писали «неизвестная», хотя с конца 1960-х местные журналисты выяснили, что этой девушкой была семнадцатилетняя Маша Брускина, помогавшая организовывать побеги советских военнопленных. И лишь буквально год или два назад официальные власти Беларуси наконец-то признали очевидный факт, установив соответствующую мемориальную доску.
- 03 декабря 2024 18:10
-
«Экии» — значит «здравствуйте»
12 ноября 2024 19:14 - 29 октября 2024 20:16
- 29 октября 2024 20:07