Армянин из Самарканда
Игорь Саруханов: «Песня „Каракум“ стала чуть ли не гимном Туркмении».
В интервью «СтоЛИЧНОСТИ» известный автор и исполнитель Игорь Саруханов рассказывает о том, почему считает себя парнем «подмосковного розлива», как получил приглашение от президента Туркменистана и чем кормит своих дочерей.
Армен встретил Розу
– Игорь, ты родился в Самарканде. Что помнишь о своём узбекском детстве?
– Немного. Хоть я и родился в Средней Азии, но считаю себя парнем «подмосковного розлива». Мне было 4 года, когда семья переехала в Подмосковье. Первое время у нас не было своего жилья, и денег, по большому счёту, тоже. Отец тогда только начинал писать диссертацию. Мама работала в школе учителем русского языка и литературы. Приходилось затягивать пояса. Обосновались недалеко от посёлка Деденёво (Дмитровский район), позже (я уже пошёл в третий класс) переместились в Долгопрудный. Там стало чуть легче.
– А как твоих родителей Армена Вагановича и Розу Ашотовну занесло в Самарканд?
– Предки отца всю жизнь прожили в Нагорном Карабахе в деревне Цмакаох. Прадед был крупным промышленником. Во времена сталинских репрессий ему пришлось уничтожить все доходные книги. Когда его не стало, семье пришлось переехать в Среднюю Азию, потому что в Нагорном Карабахе всегда было неспокойно. В Самарканде моя бабушка познакомилась с будущим мужем Ваганом (моим дедушкой), у них родился Армен – мой папа. Папа маму тоже встретил там, когда она оканчивала филфак в Самаркандском университете. Мама родом из туркменского города Мары. Папа высшее образование, кстати, получал в Москве в Институте мясо-молочной промышленности. Его даже назначили директором мясокомбината в Самарканде, что по тем временам тотального дефицита считалось очень «хлебным» местом.
– Одна из самых популярных песен, написанных тобой, – «Дорогие мои старики» – посвящена отцу и маме?
– Она посвящена родителям и моим, и поэта Симона Осиашвили. Я снимал квартиру в Тушине в 1986 году. Мне позвонил Симон, сказал, что хочет показать свои тексты. Приехал ко мне с противоположного конца Москвы, мы сели за стол, на котором стоял небольшой магнитофон с функцией записи. Первым текстом, на который я обратил внимание, были стихи «Дорогие мои старики, дайте я вас сейчас расцелую». Помню, тогда я пропел лишь первый куплет и припев, а потом у меня подкатил ком к горлу и покатились слёзы – настолько трогательным был текст. Мои родители были живы, но у отца случился первый инфаркт, и он лежал в больнице.
Это Кара-Кара-Кум
– Бывал ли ты в Туркмении, на родине своей мамы?
– В самом городе Мары нет. Но в Туркмении бывать доводилось. Как-то я увидел в сети, что мою песню «Каракум» исполняет президент Туркмении Бердымухамедов (в марте 2018 г. – Ред.), играет на точно такой же гитаре, как у меня. Я ему написал: «Уважаемый Гурбангулы Мяликгулыевич, очень рад, что вы взяли в свой репертуар мою песню, мне как автору это очень приятно». Президенту тут же сообщили об этом. И через несколько дней у меня дома появился консул Туркмении с дарами от него и предложением выступить на финале Международного авторалли «Амуль-Хазар 2018», которое проходит в песках пустыни Каракумы. Причём президент сам участвует в этих гонках и иногда даже побеждает. При встрече я сказал ему, что моя мама родилась в Мары и эту песню я написал, чтобы прославить её малую родину.
– Какие впечатления у тебя оставила Туркмения?
– Самые позитивные. Я был только в столице, Ашхабаде, и туристической зоне «Аваза» на берегу Каспия. Это настоящий оазис, где высажен лес, к каждому дереву которого подведена индивидуальная аэрация. Там такие красивые здания из белого мрамора – дух захватывает! Ещё обратил внимание, что в Ашхабаде дворники руками моют асфальт.
– В этом оазисе «Аваза» люди отдыхают или это закрытая территория?
– Людей во время ралли было много. Но, как мне сказали, в Туркмении существует квота – в год республика выдаёт не более 1 тысячи туристических виз. Вот так они охраняют свою территорию, культуру и идеологию. Что ещё меня поразило – автомобили на территорию комплекса не пускают, они паркуются примерно за километр на специальной стоянке. Люди пересаживаются на электрокары, которые их подвозят к корпусам с гостиничными номерами. Всё это для того, чтобы не загрязнять атмосферу.
– Люди гостеприимные или не очень?
– Расскажу эпизод. На обратном пути я хотел забежать в какой-нибудь магазин, чтобы купить сувениры и фрукты. Наши сопровождающие по рации кому-то передали просьбу. Меня привезли в огромный торговый центр из стекла и бетона. Я набрал немного сувениров, подошёл к кассе рассчитаться, но директор центра сказал: «Извините, но денег не возьмём. Это вам в подарок». Вот так встречали в самой закрытой республике бывшего СССР.
– Тебе не дали звание народного артиста Туркмении?
– Не дали. Но, наверно, я бы отказался. А вот от «Почётного гражданина» города Мары, откуда родом моя мама, – нет (смеётся). Например, сэр Пол Маккартни к Петербургу не имеет никакого отношения. Но когда он там побывал впервые в мае 2003-го, ему вручили диплом почётного профессора Консерватории.
Фамилия с окончанием на «ов»
– У тебя есть песня «Я по крови армянин». Что тебя заставило её написать?
– Хотел сочинить что-то объединяющее всех нас – людей, имеющих разные корни (армянские, таджикские, грузинские, молдавские и т. д.), но живущих в России и говорящих на русском языке. Я, например, прекрасно общаюсь с азербайджанцами, со многими из них у меня великолепные отношения. Хотя за всю жизнь у меня не было ни одного концерта в Баку.
Я хорошо помню эту атмосферу одной большой дружной семьи в детстве – двери нашего дома никогда не закрывались. Квартира в Долгопрудном была на первом этаже, к её окнам примыкал небольшой палисадник, где папа часто делал шашлыки и угощал ими всех жильцов дома. Если к маме приходила соседка попросить соли или ещё чего-нибудь, мама говорила: «Возьми сама в шкафу». Вот такие были отношения между людьми, никто никого не делил по национальному признаку.
Я написал эту песню 4 года назад, после её выхода меня пригласили принять участие в телемосте с Ереваном. И там прозвучали странные вопросы: «Почему вы себя называете армянином? Зачем вы поменяли фамилию?» «Мне казалось, что вы будете гордиться, что у вас есть такой известный соотечественник. Думал, что, наоборот, будете говорить, как здорово, что я у вас есть», – ответил я. В общем, пришлось провести небольшой ликбез, почему некоторые армяне носят фамилии с окончанием на «ов».
– Ты знаешь армянский язык?
– Неважно. «На армянском плохо понимаю и не всё сумею объяснить» – как поётся в этой песне.
– Какая кухня преобладала в твоей семье?
– Среднеазиатская. Всё-таки родители выросли и сформировались в Средней Азии. По праздникам дома готовили плов, шашлык, лагман, манты, лепёшки. Много зелени, овощей и фруктов.
– Ты-то сам готовишь?
– Когда дочки приезжают ко мне, они всегда съедают до конца всё то, что я приготовил. Жду их в гости 3 января во время новогодних каникул. Моё фирменное блюдо – это плов, но и шашлык делаю очень вкусный. Это, видимо, у меня от папы. Ещё могу сварить любой суп.
Дочери Саруханова — Любовь (2008) и Розалия (2015). Фото: личный архив
Досье
Игорь Саруханов родился в 1956 г. в Самарканде. Заслуженный артист России.
Участник коллективов «Синяя птица», «Цветы», и «Круг». Сольная карьера началась в 1985 г.
Автор более 300 песен. В качестве поэта и композитора работал с Тынисом Мяги, Сергеем Челобановым, Анне Вески, Александром Маршалом, Владимиром Пресняковым, Алексеем Чумаковым, группами «Комбинация», «А’Студио», «Город 312».
- 03 декабря 2024 19:05
-
«Основа творчества – в народе»
12 ноября 2024 19:49 -
Физик знает, как успеть за миром
12 ноября 2024 19:22 -
Особенности гагаузского архетипа
12 ноября 2024 17:29