Война и память Василия Ланового
Народный артист СССР был одним из вдохновителей «Бессмертного полка».
Нынешней весной «Бессмертный полк» впервые прошёл без народного артиста Василия Ланового. В январе Василий Семёнович покинул этот мир. Но… остался с Россией навсегда. Как актёр большого таланта. Как настоящий патриот.
Несмотря на преклонный возраст и занятость, Лановой был неизменным участником шествия, его вдохновителем и лидером. Ещё осенью прошлого года он ездил с патриотическими акциями по стране, выступал перед жителями Калуги и Смоленска. Пожалуй, как никто из коллег, актёр невероятно трепетно относился ко всему, что связано с темой Великой Отечественной и сохранением памяти о погибших.
Когда в 2020 г. стало понятно, что из-за пандемии коронавируса «Бессмертный полк» не может пройти в привычном формате, именно Василий Семёнович предложил провести шествие в онлайн-режиме. И россияне его поддержали.
До этого каждый год народный артист вместе с тысячами москвичей выходил на столичные улицы, чтобы почтить память павших на полях сражений. В руках у него были портреты родителей – Галины Ивановны и Семёна Петровича, украинских крестьян, которых страшный голод 1930-х вынудил перебраться в Москву.
На фронт супруги Лановые не попали. Но свой вклад в Великую Победу внесли. Работая все военные годы на химзаводе № 754, они первое время вручную разливали по бутылкам противотанковую жидкость Молотова. Производство вредное – уже через 5 дней у 72 работников цеха была серьёзно повреждена нервная система. Галина Ивановна стала инвалидом 1-й группы, Семён Петрович получил 2-ю. В конце Великой Отечественной они, совсем ещё молодые, с трудом передвигались…
Мечта о небе
Василию Лановому было 7 лет, когда в июне 1941-го родители, как обычно, отправили мальчика вместе с сёстрами к бабушкам и дедушкам. Сами планировали приехать на родину чуть позже. Но «позже» получилось только через 3 года.
Выйдя из поезда 22 июня в 5 утра, дети увидели в небе необычные самолёты – немцы летели бомбить Одессу. А потом началась оккупация. В селе Стримба, где жили Лановые, остановился немецкий отряд. Один из офицеров, толстый майор, поселился в их хате. Ребятишек он не обижал. Напротив, смотрел на них с грустью, показывал фотографии троих своих сыновей и… плакал. А потом подарил Васе ремень с большой бляхой. Эх, и гордился мальчишка! Ходил по улицам довольный, радовался. Но однажды рядом с ним притормозил фашистский «мерседес», из него вышел офицер и, показывая на ремень, потребовал отдать. «Это мой!» – упирался Василий. Недолго думая, немец схватил автомат и, смеясь, выпустил очередь над головой мальчика. Вася отдал ремень. И в тот же день все заметили, что он начал заикаться…
Остался бы этот дефект речи до конца жизни – и не узнали бы мы никогда артиста Ланового. К счастью, московский логопед, к которому Вася попал уже в 1944-м, знал, как лечить заикание. Он просто посоветовал мальчику петь протяжные украинские песни. Три месяца с утра до вечера Вася «ходил и спивал». Заикание исчезло. А спустя пару лет Лановой и его друг Володя Земляникин случайно попали в драмкружок. Гуляли мимо Д/к им. Сталина, зашли посмотреть детский спектакль. Так и обрели профессию. Потом даже дебютировали вместе в кино – в картине «Аттестат зрелости». Лановой всю жизнь посвятил Театру им. Вахтангова, Земляникин – «Современнику».
Был, правда, один момент, когда, послушав пришедших в школу военных лётчиков, Вася вдруг размечтался о небе. Даже документы отвёз на поступление в лётное. Но вмешалась Судьба в виде преподавателя театральной студии: разглядев в Лановом талант, он никак не готов был отдать парня в другую профессию. Сам забрал документы. И больше Василий уже не искал счастья «на стороне».
Спасение Юматова
Военную форму актёр не раз потом наденет в кино. И для многих зрителей навсегда останется Иваном Вараввой. Одним из двух офицеров в фильме, снятом полвека назад, но до сих пор вызывающем слёзы...
Георгий Юматов прошёл войну – у него и шрамы-то на спине были настоящие. Василий Лановой – так уж распорядилась судьба – не только не был на фронте, но даже не служил в армии. Что не помешало ему правдиво сыграть человека в погонах.
Многое в жизни Ланового происходило по воле случая. Не стали исключением и «Офицеры». На роль Ивана Вараввы претендовало полсотни лучших артистов. Главным киноофицером страны могли стать Александр Лазарев, его тёзка Белявский, Валентин Гафт. Но ярче всех на пробах был Олег Ефремов. Благородный, обаятельный, он успел влюбить в себя съёмочную группу. Однако… Получив назначение на пост худрука МХАТа, Олег Николаевич не смог выкроить время для съёмок, которые проходили по всей стране – от Москвы до туркменских степей.
Начинающий режиссёр Роговой был в отчаянии. От безысходности он даже пытался дать главную роль обычному лётчику, которого увидел однажды в самолёте. И только тогда кто-то «вспомнил» о Василии Лановом.
Ситуация кажется странной – к тому времени актёр сыграл Корчагина, Грея, Курагина, Вронского, Дзержинского… Уже был заслуженным… А о его существовании как будто забыли. Оказалось, Юматов, которого предложил на роль Алексея Трофимова сценарист Борис Васильев, был с Лановым в контрах. Задолго до «Офицеров» они «не поделили» роль Павки Корчагина – Юматов уже приступил к съёмкам, но был заменён на Ланового.
По правде говоря, и Лановой поначалу не хотел играть Варавву. После отказа Ефремова его трижды звали на пробы. Он же никак не мог поверить, что герой всю жизнь платонически, безответно любит жену друга. Тем не менее во время проб всем сразу стало понятно, что Лановой – настоящий русский офицер. Хоть и не служивший. Внешность, манеры, душа, умение держаться в седле… Всё в нём было правильным. Неподдельным. В том числе – дружба.
На съёмках Лановой и Юматов помирились. Но не только ради дела. Дружба их продолжалась долгие годы. И когда в 1990-е Георгия Александровича обвинили в убийстве дворника, Василий Семёнович первым встал на его защиту. Добился смягчения приговора. Лишь продлить земной путь друга оказалось выше его сил.
Дело всей жизни
Судьба самого Ланового получилась долгой, яркой, достойной. Он чувствовал, как зрители от мала до велика обожают «Офицеров». Видел, как всё больше людей присоединяются к «Бессмертному полку». Актёр считал, что акция «символизирует связь времён, поколений, родной крови». Он читал стихи о войне, пел ставшую знаменитой песню Евгения Аграновича «От героев былых времён не осталось порой имён…».
Отец двоих мальчишек, Саши и Серёжи, Лановой каждый год водил их в парк Горького, где собирались фронтовики. И сыновья с нетерпением ждали 9 Мая.
Всё, что было связано с Великой Отечественной, Василий Семёнович воспринимал как самое дорогое в жизни. «Я воспитан войной, – признавался. – Поэтому лучшие стихи для меня – военные, лучшие песни – военные, лучшие книги – о войне». Но спокойно, как бы с высоты актёрской позиции, воспринимать всё это не мог.
Когда Роман Кармен пригласил его озвучить документальный фильм «Неизвестная война», в одном из эпизодов крупным планом проходили лица добровольцев и был такой текст: «Вглядитесь в эти лица. Запомните их. Никто из этих людей не вернётся живым…» Опытный артист, Лановой несколько раз начинал читать и не мог закончить. Слова комом застревали в горле, глаза увлажнялись…
В начале этого года, едва отметив 87-летие, Василий Семёнович ушёл из жизни. Но в нашей памяти и в «Бессмертном полку» он останется навсегда. Накануне Дня Победы вдова Ланового Ирина Купченко разместила его фото на официальном портале 2021.polkrf.ru. «Делом всей его жизни, его творчества и, главное, его совести была защита памяти погибших, подвига страны и её героев», – сказала в видеоролике актриса.
- 03 декабря 2024 19:05
-
«Основа творчества – в народе»
12 ноября 2024 19:49 -
Физик знает, как успеть за миром
12 ноября 2024 19:22 -
Особенности гагаузского архетипа
12 ноября 2024 17:29