Это вам не сундук с тремя струнами!
На царь-балалайке М. Дзюдзе играет и испанскую, и русскую музыку
Михаил Дзюдзе - уникальный исполнитель на контрабас-балалайке, или, как иначе её называют, царь-балалайке. Каждое выступление - спектакль, покоривший сердца папы римского, матери Терезы и многих других. Как говорит музыкант, после концертов публика перестаёт думать, что его инструмент - «сундук с тремя струнами».
Серенады для контрабас-балалайки
- Михаил, почему вы выбрали для игры именно царь-балалайку? Инструмент, прямо скажем, более чем редкий...
- Трудно сказать, кто кого выбрал. Я окончил музыкальную школу на виолончели, училище и консерваторию на классическом контрабасе, получил полное академическое образование. Но в итоге волею судеб почти 30 лет отыграл на контрабас-балалайке в ансамбле «Терем-квартет». Кстати, навыки игры на симфоническом контрабасе мне очень пригодились. Наверное, это судьба. Теперь продвигаю свой инструмент как сольный. Похоже, это моя миссия.
- В России много солистов, играющих на царь-балалайке?
- Если брать полноценный концерт в два отделения, то я один. Во-первых, это очень тяжело, во-вторых, репертуар надо найти. А отдельные выступления ребят с оркестрами есть, конечно.
За границей мой инструмент воспринимают как что-то экзотическое - огромная треугольная балалайка, ха-ха. Для публики появление на сцене контрабас-балалайки - уже смешной случай, они готовы его обсуждать. Даже ток-шоу устраивали по поводу одного концерта. «Вы видели эту балалайку?» - «О-о-о!» Инструмент мой и у нас-то не особо известен среди тех, кто не связан с музыкой. А за границей тем более. Но это только первая реакция. По мере прослушивания люди начинают понимать, что это не сундук с тремя струнами такой странной формы, а действительно инструмент, и в конце вечера они приятно удивлены. На контрабас-балалайке я играю музыку и испанскую, и андалузскую. Например, серенаду для контрабас-балалайки с симфоническим оркестром. Естественно, русская музыка всегда звучит на моих концертах. На фестивале Юрия Башмета в Сочи познакомился с хорошими современными композиторами, которых подговорил написать для контрабас-балалайки что-нибудь современное. И они согласились. Так что скоро появятся новые интересные проекты с контрабас-балалайкой.
- Вы выступали в Ватикане. Как там оказались?
- Папа Иоанн Павел II начал устраивать светские концерты в Риме прямо напротив Ватикана, на площади Святого Павла. Ансамбль «Терем-квартет» был приглашён. Было очень интересно выступать перед такой публикой - нас слушали весь кардинальский корпус, сам папа, мать Тереза, невероятное количество паломников - 120 тысяч человек. Трансляция на весь мир велась. Мы играли светские произведения и хиты из нашего репертуара.
Ещё мне запомнились выступления в Венеции на площади Святого Марка, в Сент-Джеймсском дворце в Лондоне по приглашению принца Чарльза, на 3000-летии Иерусалима в историческом центре старого города, перед лидерами стран «Большой восьмёрки» на саммите в Санкт-Петербурге, на «Евровидении» в 2009-м, на Олимпиадах в Ванкувере, Лондоне, Сочи.
- Один известный исполнитель сказал мне любопытную вещь: музыкантам всего мира нужно как можно больше играть, так создаётся эгрегор мира и добра, который способствует нормальной обстановке во всём мире.
- Абсолютно верно. Музыкальная дипломатия играет огромную роль. Наши международные фестивали, где музыка - язык общения, имеют огромнейшее позитивное значение для нормализации политической обстановки. Россия - связующий мостик между Западом и Востоком.
Игра на струнах души
- Михаил, почти 30 лет вы были солистом ансамбля «Терем-квартет». Нечасто исполнители на народных инструментах становятся мировыми звёздами. В чём феномен коллектива, по-вашему?
- В одно время в одном месте встретились правильные люди. Это такая случайная неслучайность. У всех были и желание делать что-то новое, и единомыслие, и чувствование того времени. Плюс инструменты, которыми музыканты классно овладели. Благоволила нам и ситуация в мире, перестройка дала импульс выступать на Западе. Мы очень много гастролировали в те годы, очень. На этой волне расцвёл пышным цветом наш коллектив. Записано 24 CD-диска!
- Я заметила: когда люди слышат балалайку, они улыбаются. Может, это генетический отклик?
- «Генетический» - правильное слово. Балалайка сидит глубоко в нас, именно поэтому задевает струны души, и не только у русских. Меня часто приглашают в жюри конкурсов народных инструментов. Помню, играет очень хороший ансамбль из Татарстана - парень и две девчонки. Говорю коллегам: «Слушайте, у них домбра звучит как родной инструмент!» - «Так она для них родная и есть». Балалайка в разных модификациях для многих народов действительно стала родной. Но, конечно, благодаря развитию музыки в России, балалайка стала уже нашим родным инструментом и задевает самые потаённые струны души русской. Это загадка, которую мы ещё сами не можем разгадать.
- Михаил, в каких регионах сейчас особенно уделяют внимание именно народным инструментам?
- Воронеж, Казань, Санкт-Петербург. Москва - больше всех! В столице отлично поставлена игра на национальных инструментах, этому уделяется серьёзное внимание. Липецкая, тамбовская школы тоже хорошие. В принципе, почти во всей России высокий уровень подготовки, ни в одной стране мира нет такого уровня профессионального образования на народных инструментах.
«Мы с ней как родные»
- Я, наверное, задам чисто женский вопрос... Контрабас-балалайка - она же огромная! А вы ещё и пританцовываете с ней, устраиваете настоящее шоу. Бывает, что от своего инструмента чисто физически устаёте?
- Не «бывает», а очень физически устал за всю жизнь и продолжаю уставать. Конечно, инструмент очень тяжёлый, неудобный в транспортировке. Он весит 13 кг без чехла. Если лечу на самолёте, у меня есть большой кофр из пластика, вместе с ним контрабас-балалайка весит 32 кг. Грузчики, спрашиваете? Да ну что вы! Сам вожу, сам таскаю, сам багаж получаю. И в звукоизвлечении инструмент тоже тяжёлый.
- Почему же тогда ему не «измените»?
- Знаете, это как в семейной жизни: когда живёшь долго вместе - тоже устаёшь. Но живёшь же! Потому что уже родные люди. (Смеётся.)
- Чтобы играть целый концерт, да ещё и таскать на гастроли такую махину, наверное, надо мышцы качать?
- В спортзал ходить я не успеваю, потому что ещё живописью занимаюсь. Чтобы быть в форме, стараюсь корректировать только питание. Секрет один: надо просто меньше есть. Все диеты - ерунда. И побольше пить воды надо, не водки. (Улыбается.)
- Сегодня вас часто можно увидеть с оркестром народных инструментов «ТеремА». Это новая пристань Михаила Дзюдзе после «Терем-квартета»?
- Художественный руководитель и главный дирижёр Андрей Долгов создал интересное сообщество ребят, которые ищут новый репертуар, новое звучание. А у меня отдельная история. Я и вместе с оркестром «ТеремА» играю, а также с оркестрами и музыкантами из других городов и стран.
В Москве имею огромное количество концертов. Недавно записал в Твери диск - контрабас-балалайка с камерным оркестром. Замечательные музыканты в Тверской филармонии под руководством дирижёра Андрея Кружкова! Ещё мы затеяли в Петербурге один проект, потом подтянулись московские музыканты, теперь это уже проект на два города. Нас с ним приглашают на разные фестивали. Слава богу, сейчас нет границ между городами, нет границ между странами. Все ездят друг к другу в гости. Единственная большая проблема - время, потому что все заняты, все очень востребованы. Но это здорово!
- 03 декабря 2024 19:05
-
«Основа творчества – в народе»
12 ноября 2024 19:49 -
Физик знает, как успеть за миром
12 ноября 2024 19:22 -
Особенности гагаузского архетипа
12 ноября 2024 17:29