Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души20 голосов14%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Персона14 февраля 2017 21:59Автор: Юлия Тутина

У Церкви крепкие корни

Иерей Александр Волков

Какую роль священнослужители должны играть в деле воспитания детей?

Современные дети - какие они? И какова роль Церкви в их воспитании? «СтоЛИЧНОСТЬ» поговорила с иереем Александром Волковым, пресс-секретарём Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, настоятелем храма Преподобного Сергия Радонежского в Солн­цеве.

Куда пропали ценности?

- Отец Александр, как ощущение: дети стали иными, нежели мы с вами в их возрасте? У вас пятеро детей. Сложно их воспитывать?

- Наша семья не вполне показательная, потому что мы на протяжении всей жизни живём в Церкви и свои поступки, в том числе воспитательные, стараемся соизмерять с тем, что мы считаем для себя правильным в вере и в жизни. Но в целом в воспитании ситуация сложная. Я общаюсь с разными социальными группами, вижу и обеспеченных родителей, и среднего класса, и очень небогатых. Но при внешнем различии в качестве игрушек и одежды у всех одни и те же проблемы. Сегодняшние дети в семье не получают базовых основ понимания, что такое хорошо, а что такое плохо. Потому что у нынешних родителей, воспитывавшихся в 1990‑е годы, у самих отключено это понимание. Сами не знают и не имеют навыка передавать детям традиции. Даже в советское атеистическое время нравственные категории всегда сохранялись в любых семьях. Но в постсоветскую пору это преемство резко прервалось. И это, конечно, очень страшно.

- Вы настоятель недавно по­строенного храма. А не много их стало? Прихожан хватает всем?

- Храм Сергия Радонежского в Солнцеве - фактически един­ственный храм на огромный, 150-тысячный район. И понятно, что храмов в Солнцеве не хватает. И не потому, что наш переполнен. Наша задача как священнослужителей не только совершать богослужения в стенах храма, не только оставаться внутри храмового пространства, но и выходить вовне, идти туда, где мы нужны: к людям, к молодёжи, в школы, в больницы. И на примере Солнцевского района я вижу, как много у Церкви за пределами храма задач и ответственности. При наличии достаточно хорошего набора жизненных составляющих (у большинства сейчас есть квартиры, машины и так далее) людям не хватает уверенности в жизни, что связано с отсут­ствием веры как жизненного стержня. Люди часто приходят в храм потерянными, потому что они не понимают, ни как им жить дальше, ни как им воспитывать своих детей. И в храме люди находят помимо главного - участия в богослужении - необходимую поддержку в своих порой сложных жизненных ситуациях, жизнь в общине помогает и в воспитании детей, и вообще в устроении своей семейной жизни.

В храм - вслед за ребёнком

- То есть Церковь - это некий клуб по интересам?

- Не надо упрощать! Я вижу по Солнцеву, что людям некуда идти в свободное время, некуда отдать своих детей. Они понимают, что на улице небезопасно. У детей нет защиты против огромного количества зла, которое идёт с самых разных сторон. Это и распространение наркотиков, и виртуальное пространство, которое их затягивает, а родители, к сожалению, не понимают, что им предложить взамен. Конечно, у Церкви нет на каждую проблему готового рецепта, но, несомненно, внутри прихода гораздо проще найти решение многих, в том числе и семейных вопросов. В конце концов, на основе христианских ценностей, а не на выдуманной базе общечеловеческих ценностей легче объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо.

- А не школа этим должна заниматься?

- Став настоятелем храма, я решил познакомиться со всеми директорами местных школ. У меня был изначально такой план: приду и буду деликатно с ними общаться, чтобы  послушать и понять, где можем быть полезными. Но неожиданно оказалось, что они сами ждали, чтобы к ним пришли священнослужители. Я говорю о том, что мы живём в светском обществе, в ситуации, когда далеко не все люди готовы воспитывать своих детей в религиозных традициях. А они мне отвечают, что, общаясь с учениками, за голову хватаются. Ведь математике и русскому их, безусловно, школа научит, а вот как воспитывать, как прививать нравственные начала, нет понимания. Вот и отправляются в жизнь какие-то морально-нравственные голыши, существа, которые не осо­знают ценностных рамок, не ощущают, что и когда делать можно, а что и когда нельзя. Между тем, чувствуя всю глубину проблемы, школа не может полностью взять на себя воспитательную функцию: не хватает ни времени, ни возможностей, да и навыков нет. Для меня подобные беседы были очень важными: они показали, что наше участие востребовано и в воспитательном процессе, и в плане преподавания религиозной дисциплины. Более того, в условиях, когда дети оказались лишёнными надлежащей опеки, роль Церкви возрастает, и мы эту ответственность чувствуем и стараемся соответствовать. Но, конечно, к этому процессу нужно подходить очень аккуратно, с максимально возможной деликатностью, понимая, что и Церковь в направлении взаимодействия со светской школой совершает в текущих реалиях первые шаги.

Дети приходят в Церковь, а потом подтягиваются и родители. Фото: Эдуард Кудрявицкий

Кому воспитывать?

- Так всё же - за нравственное воспитание отвечает семья или общество в целом?

- Хотелось бы, чтобы главную роль в этом играла семья. Но если современная семья, увы, чаще всего этого дать не может, то должно подключаться всё общество. И Церковь здесь, конечно, должна играть существенную роль. Важно, чтобы у людей был достаточный уровень доверия. Надо, чтобы каждый понимал: Церковь точно не навредит. Пора отучаться от привычки всё ругать, и в том числе церковные инициативы, мол, вот тут священнослужители влезают в образование и ещё в воспитание. Мы никуда не влезаем, но зато чётко знаем, что можем предложить людям, и очень ответственно к этому подходим. Воцерковление людей происходит в храме, а во взаимодействии со школой мы говорим о нравственном воспитании подрастающего поколения.

Хотя я с оптимизмом смотрю в будущее. Современные дети вопреки всему объёму разнообразной и порой пустой информации, которая обрушивается на них едва ли не с рождения, хорошие, замечательные, светлые, чистые. Знаете, у нас в приходе зачастую дети сперва приходят вместе с приятелями в воскресную школу, а потом тянут в храм своих родителей. Получается, мама с папой вслед за ребёнком, чтобы соответствовать, начинают читать книжки по Закону Божьему.

- Скоро начнётся Великий пост. Многие перестанут есть мясо, но при этом в храм не пойдут. 

- Да, некоторые побывали в храме трижды в жизни: на крещении, венчании и отпевании. Собственном. Но если серьёзно, то, по-моему, это очень хорошо, когда у людей есть хотя бы какая-то минимальная религиозная мотивация. Что хотя бы иногда они свои поступки и действия соотносят с чем-то, что связано с церковной жизнью. Я знаю много примеров того, как люди начинали свою активную религиозную жизнь именно с освящения куличей. Так что - милости просим в храм!

Интересные факты

В этом году Великий пост начнётся 27 февраля.
  

Каждая неделя посвящена определённому церковному событию и имеет свои богослужения:

• неделя 1-я - Торжест­во православия;

• неделя 2-я - святителя Григория Паламы; 

• неделя 3-я - Крестопоклонная;

• неделя 4-я - преп. Иоанна Лествичника; 

• неделя 5-я - преп. Марии Египетской (VI в.);

• неделя 6-я - Седмица ваий, иначе - Неделя цве­тоносная;

• неделя 7-я - Страст­ная седмица, завершающаяся Пасхой, или Светлым Христовым Воскресением.

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru