Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души20 голосов14%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Дискуссия12 октября 2011 17:53Автор: СтоЛИЧНОСТЬ

Каждый пишет как он слышит

Фото: Gettyimages.com

Эти слова, принадлежащие Булату Окуджаве, лучше всего характеризуют работу многих журналистов, пишущих по национальной теме

Услышав или прочитав какие-то данные, они без колебаний принимают их на веру, забывая, что чиновники, которые их оглашают, разговаривают на особом «птичьем» языке, который необходимо расшифровывать.

Наиболее частой ошибкой является сознательное или неосознанное смешение понятий «приезжий» и «мигрант». Представители МВД довольно часто оглашали данные о том, что в Москве приезжие совершают значительную долю преступлений. Под пером представителей СМИ (и тем более — под клавишами разного рода националистических блоггеров) эти цифры превращались в «доказательство» пресловутой «волны мигрантской преступности», которая чуть ли не затопила Москву. Вероятно, журналисты и блоггеры, не очень хорошо учившие в школе географию полагали, что Кавказ и Центральная Азия начинаются сразу за МКАД.

А затем эти соответствующим образом обработанные данные используют политики, пытающиеся сыграть на национализме для поднятия своего рейтинга. Так, экс-мэр Москвы несколько раз заявлял, что мигранты якобы совершают до половины всех преступлений.

На самом же деле милиционеры и полицейские имели в виду просто людей, не прописанных в Москве, включая, кстати, и жителей Московской области. Это, кстати, подтвердил нынешний глава ГУВД Владимир Колокольцев, который на первой своей пресс-конференции в 2009 г. четко дал понять, что преступления приписываемые «мигрантам» совершают в Москве иногородние жители России.

Вторая достаточно частая ошибка, от которой не свободны и многие чиновники — выдергивание тех или иных цифр из контекста. Называется общая цифра преступлений и правонарушений, совершенных трудовыми мигрантами и неискушенный читатель хватается за голову — ах, как много (к примеру 50000 преступлений в год). А то, что эта , казалась бы, гигантская цифра, на самом деле очень мала в рамках общего потока преступлений (их в России фиксируется около 2 миллионов в год), журналист предпочитает не сообщать. Хотя вообще-то возможности для сравнения статданных у него есть. Достаточно зайти на сайт МВД и заглянуть в раздел статистика. Там аккуратно выложены помесячные сводки о состоянии преступности — в том числе ив региональном разрезе. Но зачем тратить время и силы на нудное и скучное сравнение? Проще и легче дать очередную сенсацию о том, что этническая преступность угрожает жизни москвичей. Последняя история подобного рода — появившееся на ленте агентства РБК летом с.г. сообщение о том, что нелегальными мигрантами в Москве в I полугодии 2011г. совершено 48% всех преступлений.

Однако, сопоставив приведенное в сообщении количество преступлений с общей статистикой преступности, вывешенной на сайте МВД, можно было узнать, что цифра 48%относилась только к раскрытым преступлениям (а две трети преступлений, зафиксированных в Москве, к моменту оглашения информации раскрыты не были). Уже не 48,а 16%. А с учетом традиционной путаницы в терминах, когда журналисты не могут отличить мигранта от приезжего, а их обоих от «иногородних» жителей Московской и иных областей Центрально России весьма вероятно, что окончательная цифра той самой страшной «мигрантской преступности» не превышает традиционных 2-3% от общего уровня.

Реже (но бывает и так) журналист прямо перевирает информацию, подчиняясь своему внутреннему чувству ксенофобии. Так, в январе-феврале 2009 в «Известия» и «Комсомольской правде» были опубликованы статьи, в которых утверждалось соссылкой на информацию из силовых ведомств, что едва ли не все студенты-целевики с Северного Кавказа целенаправленно раздувают национальные конфликты. В дальнейшем выяснилось, что приведенные в статьях справочные данные МВД, ФСБ и т.д. — фальшивка, а описываемые там истории не относились к студентам-«целевикам». 23 июля 2010 на сайте ИА «Росбалт» была опубликована статья, посвященная состоянию преступности в РФ. Несмотря на то, что в тексте статьи было четко указано, что иностранцы соверши лишь 28000 преступлений из 1,3 млн зарегистрированных, заголовок статьи гласил: «МВД РФ: Наибольшую криминальную активность проявляют мигранты из СНГ».

Подобные статьи усиливают ксенофобские настроения в обществе, и активно используются радикальными националистами, призывающими к расправе со всеми «нерусскими», как пропагандистские материалы. В итоге, по данным опросов общественного мнения едва ли не две трети москвичей бояться представителей национальных меньшинств.

А ведь для того, чтобы не плодить ненависть нужно очень немного — проверять полученную информацию с помощью открытых источников.

Семен Чарный

Виктор Шнирельман, Доктор исторических наук, Главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН:

- Семен Чарный затронул очень животрепещущую проблему, освещение которой настолько переполнено эмоциями, страхами, слухами и искаженной информацией, что с трудом поддается объективному анализу. Немногочисленные аналитические исследования (проделанные, в частности, и мною) тонут в потоке ксенофобских обсуждений, преследующих лишь одну цель — возбудить подозрительность и даже ненависть к мигрантам. Ответственность за искажения лежат на чиновниках, представителях силовых ведомств и журналистах, которые отчасти по недомыслию, отчасти сознательно манипулируют данными, в частности, статистикой. Автор совершенно правильно обращает на это внимание. К этому следует добавить чисто журналистские приемы (заголовки статей, видеоряд, неправомерные отсылки к историческим аналогиям или зарубежным примерам, а также поспешные обобщения, когда вина преступника или группы преступников приписывается целому народу как якобы «криминальному»). Примеров этому несть числа. На самом же деле, как справедливо отмечает автор, пропорция преступников у разных народов примерно одинакова — возможны лишь незначительные отклонения от определенной небольшой (!) величины в ту или иную сторону.

Журналисты почему-то замалчивают хорошо известный криминалистам факт, что самыми многочисленными и опасными в России являются славянские ОПГ, а отнюдь не мигранты. Но именно эта тема менее всего обсуждается. Очевидно, кому-то выгодно направить гнев общества на мигрантов, чтобы отвести его внимание от своих малопристойных поступков. По сути, многие медийные дискуссии об «этнической преступности» говорят не столько о характере мигрантов, сколько о популярности расистских настроений в нашем обществе.

Александр Брод, директор Московского бюро по правам человека, член Общественной палаты РФ:

- К сожалению, проблема неточного восприятия журналистами информации, излагаемой представителями МВД или ФМС — довольно распространенное явление. Среди основных причин этого явления — ксенофобия, подгоняющая факты под нужную схему, и банальное нежелание представителей проверить информацию, хотя делать это можно довольно просто и оперативно. Ситуация сложная, но не безнадежная. Для того, чтобы исправить ситуацию нужно предпринимать активные меры по искоренению «языка вражды» в СМИ, проводить тренинги для журналистов, объясняя им как нужно работать с такими «взрывоопасными» материалами.

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru