
Фото: Алексея Витвицкого
Насколько ответственны москвичи в отношении травматического оружия
К сожалению, ставшая уже крылатой фраза «Хотели как лучше, получилось как всегда» очень точно подходит к разрешению на ношение травматического оружия. Ожидалось, что, покупая «резинострелы», люди будут осознавать свою ответственность и назубок выучат статью УК РФ о пределах допустимой обороны. Сейчас же у нас такая ситуация: человек, владеющий оружием, пускает в ход «травматику» при любом (!) случае. Громкое дело об убийстве болельщика «Спартака» Егора Свиридова наглядное тому подтверждение. Травматическое оружие давно превратилось из средства самообороны в средство нападения. Обычная драка, которая в прежние времена завершалась бы ссадинами и разбитыми носами, теперь всё чаще заканчивается летальным исходом или в лучшем случае тяжёлыми ранениями.
По данным МВД, за последние 5 лет в России из «травматики» убиты 65 человек и около 470 серьёзно ранены. Своим мнением о том, нужно ли полностью запретить продажу, ношение и использование подобного оружия самообороны, со «СтоЛИЧНОСТЬЮ» поделились эксперты.
«Травматику» у населения лучше изъять
 |
Рафаил Рудицкий, руководитель
московского отделения союза
«Гражданское оружие» |
Я категорически против использования «клонов» боевого оружия. Многие люди воспринимают такие пистолеты как стреляющие шариками пугачи, из которых нельзя никого убить. Надо сказать, что в некоторых случаях для самообороны они действительно бесполезны. К примеру, человека, одетого в вещи из плотных тканей, попадание такого заряда не остановит. А выстрел в глаз или голову может привести к летальному исходу. Кроме этого, с самого начала было понятно, что такое «оружие хулиганов» нельзя идентифицировать. По пуле из нарезного оружия всегда можно установить, из какого ствола она была выпущена. Далее данные его владельца легко найти в пулегильзотеке, где скапливается вся информация о легально используемых стволах. По куску резины никакая экспертиза такого заключения не даст. Уверен, что «травматику» необходимо изъять у населения. А взамен для самообороны разрешить приобретение и ношение гражданских пистолетов, вроде используемых сотрудниками ЧОПов, но после серьёзных проверок и спустя 5 лет после получения лицензии на ствол. В бывших советских республиках, применяющих подобную практику, значительно сократилась уличная преступность.
Необходимо разрешить лицензионную продажу боевого оружия
 |
Михаил Барщевский, полномочный
представитель правительства в
Конституционном, Верховном
и Высшем арбитражном судах РФ |
Лично я не доверяю собственную безопасность правоохранительным органам. При этом считаю «травматику» чрезвычайно опасной. По моему мнению, необходимо разрешить лицензированную продажу реального боевого короткоствольного оружия. Его владелец не станет выхватывать пистолет в кабаках или на улице, понимая всю меру уголовной ответственности за такое действие. «Травматика» же сегодня для многих является дополнительным аргументом в ссоре. Выстрел из неё практически приравнен к нецензурной ругани. Мировая статистика показывает, что введение в гражданский оборот боевого оружия ведёт к 60%-ному снижению уличной преступности при нулевом росте криминала, связанного с его использованием.
«Не знаю случаев, когда оружие защитило»
 |
Александр Гуров, член Комитета
Госдумы РФ по безопасности,
генерал-лейтенант милиции |
Я всегда был противником продажи гражданам как травматического, так и боевого оружия. Постоянное увеличение числа трагедий подтверждает мою позицию. Такого разгула вооружённой преступности, какой наблюдается сейчас в нашей стране, не было даже в Америке 1930-х годов! Я лично не знаю ни одного случая, когда «травматика» помогла бы защититься от разбоя или грабежа. Да подобная статистика вообще не ведётся. Зато известны тысячи инцидентов с незаконным применением таких стволов. Наше общество не готово ни к ношению, ни к хранению подобных смертельно опасных вещей. Граждане должны требовать обеспечения своей безопасности от власти и правоохранительных органов! Это прямая обязанность блюстителей порядка, которых сегодня в России более 1 млн. А для охраны дач можно применять легально купленные охотничьи ружья.
Из-за недостаточного контроля стволы оказываются у психов
 |
Татьяна Москалькова,
депутат Госдумы РФ,
генерал-майор милиции |
Рост преступлений, связанных с использованием гражданского оружия, связан в первую очередь с увеличением объёма приобретаемой населением «травматики». У людей на руках находятся сотни тысяч единиц такого оружия. Другим фактором является отсутствие системы подготовки.
Я считаю: нужно организовать более тщательный надзор за медицинскими учреждениями, выдающими справки, необходимые для получения и продления лицензии. К сожалению, из-за отсутствия подобного контроля психически неуравновешенные и наркозависимые люди предоставляют липовые документы и получают в руки травматические стволы. Но, на мой взгляд, полный запрет «травматики» не будет эффективен с точки зрения снижения преступности и приведёт к росту социального напряжения. Не секрет, что огромное число людей, наоборот, требуют официальной легализации ношения боевого огнестрельного оружия.
Думаю, что правильнее будет сохранить сегодняшнюю законодательную базу и усилить правоприменительную и контрольную практику, при этом постепенно прививая культуру применения оружия.
Почему авто не запрещают? Они сбивают людей!
 |
Сергей Гринин, председатель
общественной организации
«Гражданская безопасность» |
Хотя официальной статистики на этот счёт не существует, на сайтах в Интернете, посвящённых самообороне, все желающие выкладывают истории о том, как имевшееся у них официально разрешённое оружие помогло предотвратить преступление. Таких случаев только по Москве описывается более 600 за один год лишь на одном интернет-портале. А сколько ещё не описано?! За 5 лет зафиксировано всего лишь 65 летальных исходов при использовании «травматики». А на российских дорогах только за одни сутки гибнут 95 человек. Однако никто не предлагает запретить автомобили! Сегодня личное оружие - единственный способ защитить себя и своё имущество. А самое популярное в мире оружие убийства - столовый нож. На втором месте - «тяжёлые тупые предметы» вроде скалок и утюгов. Но их также никто не думает изымать из оборота. По некоторым данным, ежегодно в России от рук криминала гибнет примерно 100 тыс. чел. Если бы у нас легализовали ношение короткоствольного огнестрельного оружия, примерно половина из этих людей остались бы живы. 50 тысяч жизней в год - вот истинная цена запрета доступа к пистолетам для наших сограждан!
С 1 июля вступят в силу поправки в федеральный закон об оружии, согласно которым правила использования «травматики» будут ужесточены.
Она, а также спортивная пневматика будут приравнены к огнестрельному оружию ограниченного поражения.
«Считаю, что это очень своевременная мера, - говорит Магомед Вахаев, зампредседателя Комитета Госдумы РФ по безопасности. - Новый закон обяжет людей, которые впервые приобретают гражданское оружие, пройти подготовку и сдать своеобразный экзамен на знание нормативной базы и технических характеристик. После этого человек сможет получить лицензию на приобретение, а затем должен будет зарегистрировать «ствол» в ОВД по месту жительства. Без этого можно будет купить только газовые баллончики и электрошокеры». Осталось добавить, что незаконное приобретение и хранение станут жёстко наказываться. Кровопролитие на улицах Москвы скоро уменьшится?