Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души21 голос15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса15%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения59 голосов42%
Предыдущие опросы

Образование10 ноября 2020 21:43Автор: Екатерина Гаврилова, Наталья Мажник, Марина Огнева

Когда «шило в одном месте»

Фото: epicantus / pixabay.com
От осенней хандры страдал ещё Онегин. Нынешние педагоги и психологи гораздо более продвинуты и могут помочь

Мир так быстро меняется, что растеряны и взрослые, и дети.

Каждая семья сейчас сталкивается с необычным поведением подрост­ков. И если родители и учителя понимают, как справиться с хандрой и плохим настроением, с тем, что юноши или девушки запускают учёбу, то есть такие ситуации, с которыми в запущенной стадии трудно справиться и специалистам. Как не проглядеть и что делать – об этом говорят наши эксперты.

Учить нужно взрослых

Евгений Ямбург, директор школы № 109, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук

Проблема агрессии, «трудных подростков», повышенной активности во всём – какой термин тут ни выбери – существует давно, будет продолжаться и кроется гораздо глубже, чем поверхностные страхи непослушания. Это стык педагогики и медицины.

С одной стороны, психоневрология занимает лидирующие места по заболеваниям у детей. Проблемы возникают там, где это не учитывают. Сам знаю случай, когда учительница заклеила рот беспокойному ребёнку. Но если разобраться – у ребёнка СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), это состояние наследственное, на бытовом языке – «шило в одном месте». Не из вредности, так работает мозг: при совершенно нормальном интеллекте слишком быстро поступает информация и сконцентрироваться и усидеть на месте молча ребёнок физически не может. Но учил ли кто-нибудь учительницу, как работать именно с такими детьми? Никто.

Вторая сторона – социальная. Как писал великий Януш Корчак, «школа стоит не на Луне». Поведение у детей напрямую связано с тем, каково поведение взрослых. Вспомним совсем недавний вопиющий случай, когда спор в родительском чате привёл к трагедии! Это всеобщий невротизм и помутнение рассудка, которые происходят по всему миру. Тут свои цивилизационные проблемы: не вмещает голова человека стремительность происходящего, обрыв времён и то, что весь мир меняется на глазах. А у ребёнка – неразделённая любовь, недостаток средств в семье, упрёки родителей в том, что «мы тебя кормим, а ты плохо учишься». Всё это наслаивается.

Самих педагогов нужно учить тому, как работать с современными, такими разными детьми. Кто бы ты ни был – учитель истории, физики, чего угодно, – прежде всего ты педагог. Поэтому основы детской психологии, дефектологии и многие другие предметы необходимо включать в процесс профессионального образования. Не для того чтобы диаг­нозы ставить, а просто чтобы понимать, какой ребёнок перед тобой, и ставить ему адекватные задачи. Хорошо, что такие системы уже внедряются, но не везде. А значит, надо самообучаться, постоянно расширять горизонты. Не надо тащить обратно советские схемы, пытаться восстановить «идеологическую благодать». В прошлом много было и хорошего, но идти вперёд с головой, повёрнутой назад, невозможно.

Что касается родителей, то обучение нужно и им. Прежде всего – от самих детей. Современная история как раз продемонстрировала, что яйца учат курицу. Дети очень быстро включились в сетевое общение, в дистанционное образование, моментально зашли во все сети и на все ресурсы, а вот родители, как оказалось, «тормозят» – отсюда и паника, и растерянность. Для многих ребят удалёнка вообще стала благом – я как педагог наблюдал, как заговорили «молчуны», которые уже не боятся показаться глупыми перед всем классом, и вышли из троечников в хорошисты и отличники.

Тревога родителей понятна – потеряно доверие ко всему, массовый психоз нарастает. Выход один – надо принять горькую правду, что мир меняется и прежним не будет. Надо не паниковать и запрещать непонятное, а искать контакт со своими собственными деть­ми. Перестать быть только контролёром, который приходит и проверяет, что сделано, а что нет, хорошо ли себя вёл или нет. Общаться сложно, даже язык у детей совсем другой сейчас. Пусть сам ребёнок вас и научит, в каком мире он живёт и что его беспокоит.

Внезапно меняются привычки и друзья

Ольга Серебрякова, военный психолог

Разрушительное поведение может начаться даже с нежного детсадовского возраста – например, если ребёнок понимает, что отстаёт от своих сверстников. А потом переходит в школу, где он не чувст­вует своей значимости из-за неуспеваемости, плохих отношений с окружающими. Мальчиков могут угнетать трудности в отношениях с девочками.

Когда надо насторожиться? В первую очередь родители должны обращать внимание, если у ребёнка внезапно меняются интересы, друзья, пропадает желание учиться. Что, к сожалению, происходит в нашей жизни очень часто. У кого-то в речи появляются новые словечки. Кто-то меняет предпочтения в одежде и свой внешний вид. На все эти моменты нужно обращать внимание и принимать меры. Тут важно не упустить время и не стесняться подключать педагогов и психологов.

Как справиться? 

Молодым людям важно дать почувствовать свою значимость. Ощущая это, люди меняются. Если уже есть факты проявления какой-то агрессии, надо постараться направить энергию в нужное русло. Нужно помочь им заменить разрушительное поведение на созидательное. Стоит попытаться дать им больше обязанностей, дать почувствовать, что в чём-то они лучшие.

Я бы вспомнила и с детьми читала прекрасные советские рассказы и повести. «Тимур и его команда», например, для младшего школьного возраста – буквально руководство к действию. Они со стороны видят, кто хорош и кто плох. Да, сейчас не книги формируют детей, а компьютерные игры, но попробовать стоит. Неплохо помогает общение с... полицейскими! Привести в школу и нормально поговорить о жизни и о поломанных судьбах – почему нет? И конечно же, необходима помощь психолога.

Незнание не освобождает...

Дмитрий Першин, юрист

Представим ситуацию, что новая компания друзей предложила подрост­ку поучаствовать в акции. Такое «мероприятие» может обойтись дорого участникам. Опасность для «новеньких» в том, что они не знают законов толпы, легко попадут под влияние и  штрафы. Любое шествие или митинг должны быть согласованы – действует 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», он устанавливает права и обязанности участников. Если шествие не согласовано, а в период пандемии практически все акции отменяются, – это «подсудность» ч. 5 ст. 20.2 ­КоАП: нарушение участником публичного мероприятия порядка проведения собрания, шествия и проч., влечёт наложение административного штрафа от 10 до 20 тыс. руб. или обязательные работы до 40 часов. Помимо согласования важно ещё и поведение участников – не секрет, что нередко мирное шествие заканчивается драками, в которые могут быть втянуты не только шествующие, но и те, кто не вовремя оказался рядом. Конечно, к подросткам стараются относиться мягче, но только один раз. Но и после этого одного раза детей ставят на учёт, постоянно следят за ними. Что само по себе может стать триггером для ­депрессии...

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru