Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души20 голосов14%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Образование22 марта 2017 22:33

Поэзия чувств

Фото: pixabay.com

Детская литература снова на подъёме

Михаил Яснов, поэт, переводчик, детский писатель

Всемирный день поэзии отмечается 21 марта. И это прекрасный повод вспомнить о том, как развивалось стихотворное творчество для детей в нашей стране.

Первым изданием для малышей в России стал «Букварь» Василия Бурцева, выпущенный в 1634 г. Сия зримая малая книжица,/По реченному а­лфавитница,/Напечатана бысть по царскому велению/Вам, младым детем, к научению - так обращался к своим читателям автор. Интересно, что ни до того, ни многие десятилетия после в принципе не существовало такого понятия, как детская литература. На мой взгляд, первым настоящим поэтом для юных стал Александр Семёнович Шишков, больше известный как адмирал и государственный деятель. Именно он начал писать не о детях, как было тогда принято, а для них. По самые груди/Иду в глубину./Эй, добрые люди,/Прощайте: нырну./ Какое приволье/Купаться в реке!/Раздолье, раздолье/ В таком холодке… (Песенка на купанье, 1773 г.)

А что же наше всё, солнце русской поэзии? Ведь когда я на творческих встречах спрашиваю школьников: «Каких русских детских поэтов вы знаете?», они в первую очередь кричат: «Пушкина!» И здесь я вынужден их огорчить - Александр Сергеевич был поэтом для взрослых и никогда в своих произведениях не обращался к отрочеству. Это уже позже его знаменитые сказки, рассчитанные вовсе не на маленького читателя («О золотом петушке», «О рыбаке и рыбке», «О попе и работнике его Балде»), вошли в круг детского чтения.

Настоящий же расцвет дет­ской поэзии пришёлся на 2­0-30-е гг. XX в. Именно тогда появилась целая плеяда величайших мастеров литературы для маленьких, которых знают и любят до сих пор, - Самуил Маршак, Корней Чуковский, Даниил Хармс… Позже их школу подхватили Агния Барто, Борис Заходер, Сергей Михалков, Генрих Сапгир…

Конечно, в советское время даже в детской литературе и у лучших писателей было много дурацкого официоза, идеологической ерунды. И именно эти произведения сейчас никто и не вспомнит. Взять того же обожаемого мною Маршака. По­пробуйте прочитать современным школьникам такие строки: Д­ети нашего двора,/ Вы - его хозяева./ На дворе идёт игра/ В конницу Чапаева. Они же просто ничего не поймут. Однажды меня спросили: «А хозяева двора - это дети местных бандитов?»

Зато «Где обедал воробей?» или «Вот какой рассеянный» найдут отклик в сердце ребёнка в любые времена. Поэтому, когда меня спрашивают о воспитательной функции детской литературы, я всегда отвечаю - стихи не обязаны ничему учить. Вот какой идеологический посыл, например, несут следующие строки? Малька выращивает пруд./Стручок растит горошину./ Цветы к плохому не цветут - / Они цветут к хорошему.

Совершенно никакого. Но я знаю, что, прочтя их, ребёнок улыбнётся. Детские стихи должны учить гармонии, прививать вкус к хорошему слову. Лет тридцать назад два бельгийца - поэт Пьер Коран и педагог Робер Кюсс - выпустили книгу «Рожок для муз», в которой собрали ответы детей на вопрос «Что такое поэзия?». Отвечали лицеисты 10-11 лет, которые лучше любого специалиста сформулировали определение. «Это песня без музыки», «Это история, которая поёт», «Это радость жизни, которая заключена в тексте», - говорили они.

Где-то в конце 90-х мне казалось, что детская поэзия начинает  умирать, что поэты XX в. уходят, а новая смена так и не подошла. К счастью, я ошибался. За последние 15 лет в детской литературе снова наметился небывалый подъём - появилась целая компания талант­ливых, очень симпатичных детских стихо­творцев: москвичи Артур Гиваргизов, Тим Собакин, в Ярославле живут две замечательные молодые поэтессы - Настя Орлова и Юлия Симбирская.

Примета сегодняшнего дня - это предельно откровенный разговор с ребёнком. Современные авторы пишут о сложностях подросткового возраста, отношениях с окружающими, интернет-зависимости, даже о смерти. Считаю, что в детской литературе не должно быть запретных тем. Здесь главное другое: не «о чём», а «как». Вот это «как» должно донести мысль до маленького человека очень аккуратно, чтобы не травмировать. Главное - уметь слушать детей. Тогда вам откроется их совершенно поэтическая душа. К примеру, один мальчик сказал мне недавно: «Чипсы шуршат, как опавшие листья». Красиво сказал. Только правильнее было бы наоборот: листья - как чипсы. Однако для него чипсы, очевидно, первичнее, по­скольку видит он их чаще. Ещё один маленький читатель очень серьёзно спросил меня: «А вы пишете для больных детей?» И пояснил: «Мне кажется, с вашими стихами легче умирать». Я не знаю, что именно вызвало этот вопрос. Возможно, какая-то драма в семье. Но суть в том, что сегодняшние дети формулируют очень глубокие вопросы. Родителям же советую: обязательно читайте детям стихи. Ведь любовь к поэзии подразумевает богатство чувств. И это главное, к чему может привести поэтическое воспитание.

 Читайте также: Не надо писать про компьютер

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru