Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души20 голосов14%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Образование21 сентября 2016 17:53Автор: Наталья Савватеева

Воздушные замки красоты

Фото: архив театра
«Ромео и Джульетта» - сцена из спектакля «Русского классического балета»

Классические постановки привлекают и москвичей, и туристов

«Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей». Помните эти строчки из песни Юрия Визбора? Когда рухнул СССР, у нас долгое время поводом для гордости оставался, пожалуй, только балет. В Москве всегда царствовали две балетные труппы - Большого театра и театра Станиславского и Немировича-Данченко. Но с 2001-го к ним присоединились «Летние балетные сезоны». Что это за проект и что о нём думают зрители?

«Балетные сезоны» облюбовали площадку ­РАМТа. И даже в страшную жару нынешнего лета залы были переполнены. «С детства меня привлекало в балете всё: постановка, хореография, костюмы, - рассказала после одного из спектаклей Венера Зарипова, четырёхкратная чемпионка СССР по художественной гимнастике. - Сейчас многое изменилось: гибкость, пластика стали у балерин лучше. Я всегда привожу своих гимнасток, чтобы они, как и я, были воспитаны на классике. Кто-то  увлекается роком, модерном, рано или поздно они вернутся к тем шедеврам, что остаются на века. Балетная постановка переходит из поколения в поколение, преображаясь, но кардинально не меняясь».

Танцующие души

Алла Немодрук, худрук «Сезонов», придумала этот проект 16 лет назад: «Турфирмы тогда просили сделать что-то для иностранных туристов, которых вечерами было некуда вести. Да, летом в 2000-х театры не работали. Но мы с единомышленниками поняли, что должны рассчитывать и на москвичей тоже».

Чем же так привлекает зрителей балет и что об этом думают профессионалы, которые смотрят премьеры хореографических коллективов и в России, и за рубежом?  «Это такой красивый вид искусства, который в по­вседневной обыденности вдохновляет душу, - убеждён балетный критик Павел Ященков. - Бродский в стихотворении, посвящённом Барышникову, написал: «Классический балет есть замок красоты». Проект привлекает ино­странцев. Почему? Изначально Россия для них - это русский балет. Так что быть в столице России и не увидеть этот вид искусства - нонсенс. Сейчас на «Сезонах» много соотечественников. Значит, это надо всем! К тому же цены билетов в Большой театр на «Лебединое озеро» достигают 12 тыс. рублей, с рук ещё дороже. На концерт в честь Майи Плисецкой цены доходили до 70 тыс. рублей. Здесь же они вполне демократичны». С ним солидарен и критик Александр Фирер: «В России любят балет, потому что это зримое воплощение танцующей души».

Шоу должно продолжаться

«Летние балетные сезоны» дают в основном классику в постановках Петипа и других великих балетмейстеров прошлого. Когда-то я бывала на таких спектаклях и страшно скучала: мне казалось, что всё это похоже на живой музей, где нет ни чувства, ни энергии, ни стремительности. Но именно «Летние балетные сезоны» кардинально изменили моё восприятие русского классического балета. В «Лебедином озере» Чайков­ского, где любима каждая нота и движение, в версиях трёх коллективов вдруг обнаружилось разное решение в действии при, казалось бы, точном копировании танцевальных па главных героев и кордебалета. Причём первым, кто поразил публику на открытии «Летних балетных сезонов» этим культовым спектаклем, был Марийский театр оперы и балета под руководством ­Константина Иванова, ­бывшего ­солиста Большого театра.

«Время движется вперёд, и люди сейчас ждут не аморфных розово-голубых балетных спектаклей, а шоу, - утверждает К. Иванов. - Часто эти шоу восхищают костюмами и декорациями. Но можно получить шок и от самого танца, от его сложности. Например, выстроить кордебалетные мужские сцены, когда одновременно несколько танцовщиков выполняют самые невероятные комбинации. Юрий Григорович, с которым мне посчастливилось работать, усилил мужской танец. Я попробовал ещё более усложнить его, чтобы своей энергией он мощно воздействовал на зрителей. Мои спектакли всегда отличаются финалом. Например, в «Жизели» Альберт обычно покидает с цветком кладбище, где похоронена Жизель. У меня же он умирает от разрыва сердца: я считаю, что герой после пережитого не может дальше жить».

Не работа, а любовь на всю жизнь

Выступления марийского балета показали: публике интересны не только столичные труппы, но и коллективы из России. Кстати, помимо столичных трупп, которые занимаются только зарубежными гастролями, так как у них нет своей площадки в Москве («Театр балета классической хореографии» Элика Меликова, «Русский классический балет» Оксаны Усачёвой, театр «Смирнов Балет» Людмилы Нерубащенко), проект даёт дорогу и другим балетным коллективам. Среди них «Киев Модерн-балет» Раду Поклитару, Миланский балет под руководством Карло Песта, и уже в третий раз в проекте принимают участие молодые солисты знаменитой «Гранд-опера».

«Сезоны» приглашают артистов из Парижской оперы. И в балетах «Дон Кихот» и «Щелкунчик» мы увидели их в сложнейших вариациях Нуриева, который около восьми лет был директором этой балетной труппы, - говорит П. Ященков. - Тогда не было видео, и он всё переносил на сцену по памяти, добавляя много своего. Фактически это его авторский репертуар. Па-де-де в «Щелкунчике» - сложнейшая версия, её не всякий танцовщик сможет выполнить. И то, что артисты «Гранд-опера» показали вариации Нуриева, очень впечатляет».

Но балет любят не только зрители и критики, а ещё и его создатели. «Я с детства танцевала, бесконечно крутилась, и мама мне в 4 года сшила балетную пачку и повела в театр, - признаётся Людмила Нерубащенко, худрук Театра «Смирнов Балет». - Первый раз я увидела «Аладдина», потом «Лебединое озеро»... и погибла. Балет - моя большая любовь, с которой, мне кажется, люди рождаются. Это и работой-то назвать нельзя. А «Летние балетные сезоны» я обожаю, потому что лучше нашей публики на свете нет!»

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru