Поэзия - музыка для души
21 марта - всемирный день поэзии
Надо, чтобы читать стало модным!
Алий Тоторкулов, председатель Российского конгресса народов Кавказа
В правдивости слов Вольтера «Поэзия - музыка души» убеждается каждый, кто хоть раз прикоснётся к этому миру прекрасного. Какие-то стихи мы забудем, закончив школу, какие-то строки навсегда останутся в памяти...
Русская литература - одна из лучших в мире, и выбор очень велик - на разный вкус, цвет и возраст. В детстве я любил творчество Корнея Чуковского, Агнии Барто, Самуила Маршака. В юности и позднее - Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Сергея Есенина, Иосифа Бродского, Андрея Вознесенского. С пиететом отношусь к творчеству Ивана Тургенева, Льва Толстого, Фёдора Достоевского, Антона Чехова, Николая Гоголя, Салтыкова-Шедрина, братьев Стругацких, Даниила Гранина и многих других. Это люди, благодаря которым я учился видеть жизнь неизмеримо шире, во всей её красе, находил ответы на многие вопросы и задавался новыми, мечтал и чертил жизненные приоритеты.
В советское время было замечательное правило - переводить произведения кавказских писателей на русский язык, а дальше с их творчеством знакомился весь мир. К сожалению, сейчас нет такой практики, и многие замечательные поэты и писатели остаются в рамках своего родного языка. Русский язык для них - выход в большой мир, на международный уровень. Без государственной поддержки и правильной национальной политики сами авторы не в состоянии поддерживать процесс взаимопроникновения и взаимообогащения культур.
Патриархами Кавказа, безусловно, являются Низами Гянджеви и Шота Руставели, но литературу Кавказа невозможно представить также и без Коста Хетагурова, Ованеса Туманяна, Нодара Думбадзе, Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева, Алима Кешокова, Идриса Базоркина, Муссы Батчаева, Абузара Айдамирова, Бориса Чипчикова и многих других замечательных людей прошлых эпох.
Отчасти - не без оснований - кавказцами мы считаем и великих русских: Александра Пушкина, Льва Толстого и Михаила Лермонтова, которые не только вобрали в себя Кавказ, но и прославили его на весь мир.
И сейчас, слава богу, Кавказ не обделён творческим гением.
Из современников на вершине литературного олимпа России восседает гениальный абхазский писатель Фазиль Искандер, живой классик.
Чтобы не обвиняли меня в мужском шовинизме, хочу выразить своё почтение замечательным поэтессам Танзиле Зумакуловой, Фазу Алиевой, Дине Мамчуевой, творчеством которых мы гордимся.
Хочу рассказать вам про встречу с Расулом Гамзатовым. Это произошло в середине 1990-х.
Мы с друзьями (все земляки, из Карачаево-Черкесии) были в Махачкале и, прогуливаясь по городу, на крыльце одного из частных домов увидели... великого поэта. Немного замешкавшись, решили, что нужно обязательно выразить своё почтение. Подойдя ближе к воротам (а дом находился в глубине двора), громко сказали: «Салам алейкум!» Гамзатов, увидев и услышав нас, медленно зашёл в дом. Мы были в замешательстве, но тут же к нам подошла женщина - оказалось, его дочь. Узнав, что мы из горного Карачая и хотели поздороваться с Расулом Гамзатовичем, пригласила нас в дом. Мы зашли, почтительно поздоровались с великим человеком и хотели было выйти... Но он пригласил нас за стол, и часа три мы провели у него в беседах и за угощениями. Никогда не забуду, как пожилой и всемирно известный человек оказал истинное кавказское гостеприимство и покорил нас своей мудростью и простотой в общении с незнакомыми молодыми людьми.
Ещё в недавнем прошлом наша страна была самой читающей в мире. Сейчас, к сожалению, картина не радужная, хотя - по инерции - движение полностью не остановлено. Современная киноиндустрия, телевидение, игровые приставки, смартфоны, планшеты и прочее решительно оттесняют молодое поколение от общения с книгами, и с этим, боюсь, трудно бороться. То, что мы рисовали в своём воображении при чтении книг, представлено множеством уже готовых картинок, и молодёжь, как говорится, не парится самостоятельно.
В семье, естественно, нужно с самого раннего детства прививать любовь к чтению, а в масштабах страны воплощать в жизнь проекты, популяризирующие чтение. Необходимо устраивать конкурсы, викторины, акции разные, но имеющие одну цель - подталкивать людей к знакомству с литературой, делать так, чтобы читать стало модно! Ваш проект, в котором я сейчас участвую, тоже один из элементов такой политики.
Какую книгу я бы мог порекомендовать читателям «СтоЛИЧНОСТИ» как настольную? Скорее всего, «Двенадцать стульев» или «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова... Почему? Потому что невозможно всерьёз смотреть на этот мир. А вообще каждому своё, по возрасту и по складу характера. Но есть универсальные книги - священные писания мировых религий, к которым надо периодически возвращаться, они и должны быть подлинными настольными книгами. Литература волнует наши души, священные писания успокаивают.
Писать стихи в своей жизни пробовал, наверное, каждый человек, и я не исключение. И сейчас иногда слагаю рифмы. Чтобы получились настоящие стихи, требуются тонкое поэтическое чувство, неподражаемое видение мира, состояние души, полёт фантазии, вдохновение, муза. Не владею такими богатствами, поэтому лишь балуюсь рифмоплётством...
Ничуть не претендуя
на приличность,
На ритм, на рифму,
мелодичность,
В надежде доказать
свою обычность
Принёс свои стихи
в «СтоЛИЧНОСТЬ».
Она не терпит суеты
Хуршеда Хамракулова, председатель совета РОО «Таджикский культурный центр», к. ф. н., доцент НИУ ВШЭ, переводчик
В детстве мне нравилось слушать по громкоговорителю передачу «Поэтическая тетрадь». Это удавалось не каждую ночь, а только в тех исключительных случаях, когда я попадала в гости к моей бабушке по отцовской линии.
Громкоговоритель у неё вещал до тех пор, пока после полуночи не заканчивались передачи. Вспоминаю: я лежала на кровати с металлической сеткой, боясь шелохнуться, чтобы не пропустить ни одного слова! Голос чтеца звучал задушевно, волшебно, я лежала с широко открытыми глазами, обозревая усыпанный миллионами звёзд чёрный бархат неба. Так и засыпала под звуки стихов. Эти вечера оказали на меня огромное влияние...
Что читать детям? Прежде всего фольклор и классику! Сказки Пушкина, Толстого, Киплинга, Экзюпери. Именно на классике надо формировать вкус и прививать интерес к чтению, которое обогащает духовно, оттачивает нравственно и даёт косвенный жизненный опыт.
В поэзии превыше всего ценю талант передавать глубокие мысли путём создания выразительных образов. Задача поэта - создать «коридор связи» между им и читателем, дабы иметь возможность говорить с читателем из души в душу, подобно тому как в лермонтовских строках «звезда с звездою говорит».
Какие зарубежные поэты мне по душе? Великие таджико-персидские в первую очередь: это Рудаки, это несравненный Фирдоуси - создатель гениального и самого объёмного в мировой поэзии авторского эпоса, который содержит более 100 000 отточенных безупречных стихотворных строк! Люблю Саади, Хафиза, а вот до Руми пока не доросла, люблю многие строки Джами. Из современных поэтов особенно уважаю Мумина Каноата (я называю его «принц таджикской поэзии») и несравненного лирика Лоика Шерали, каждая строка которого буквально написана кровью сердца. Поэтому-то он не дожил даже до своего 60-летия! Все его строки сотканы из боли, размышлений, главных вопросов бытия, которые он задаёт себе и ставит перед современниками.
Что нужно делать, чтобы как можно больше людей любили книги? Читать! Чтение с детства должно стать потребностью души. Чтобы душа трепетно реагировала на боль. Душа, как точно сказал Пастернак, «обязана трудиться и день и ночь». Иначе она черствеет, засыхает, выхолащивается. Вы посмотрите, что произошло сначала с западно-европейским миром, а теперь постепенно происходит и с нами: европейцы забыли о первозданных человеческих чувствах, они рациональны и вовсе не душевны, зато улыбчивы - дежурная улыбка заменяет искренность. У нас очерствение и цинизм пока ещё не захлестнули общество целиком, но работа идёт. Как-то один мой студент, сын высокопоставленного чиновника, совершивший весьма неблаговидный поступок, в ответ на мои увещевания и предложение извиниться перед заведующим кафедрой, которого он оскорбил, ответил: «Как я, получая зарплату в пять тысяч долларов, буду извиняться перед человеком, чей доход в пять раз ниже?!» «При чём здесь деньги!» - возразила я. Тогда он назвал меня идеалисткой. В его устах это прозвучало как приговор. Вот вам готовый циник. Для него нет ничего святого: деньги - мера всех вещей. Так выхолащивать душу нельзя!
Пробовала ли писать стихи сама? В детстве, слушая стихи Пушкина и Лермонтова по радио, я мечтала быть поэтом такого же уровня. Ибо всё, что они говорили, они как будто вынимали из моей души. Мне казалось волшебством, загадкой: откуда они узнали, что именно так я чувствую и мыслю? И много лет спустя загадку я не разгадала, но поняла: такова природа истинной поэзии - говорить устами и душой читателя.
Разумеется, попытки сочинять были и остались, но я тот посыл перенаправила на перевод: если какие-нибудь строки задели, не успокаиваюсь, пока не переложу их на русский. Но поэзия не терпит суеты... Поэтому считаю себя больше переводчиком прозы. В моём арсенале переводы «Книги побед» Авиценны, романа Сатыма Улуг-заде «Фирдоуси», повести Ш. Ханифа «Оленья тропа», книги рассказов Бахманьёра «Жили-были в Сармаддехе» и некоторые другие произведения.
- 03 декабря 2024 18:47
-
Правило большого мегаполиса: приезжего поддержат земляки
03 декабря 2024 18:38 - 12 ноября 2024 19:36
- 12 ноября 2024 19:18