Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души21 голос15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Образование21 октября 2014 20:15

Свобода высказывания или неоправданный риск?

Фото: Алексей Витвицкий
Демонстировать свою включённость в жизнь страны можно по-разному...

Подростки, участвуя в политических акциях, не понимают, что их используют.

Весь этот год урожайный на разные марши, митинги, пикеты. Впереди новые акции, посвящённые очередной годовщине Октябрьской революции 1917 г. Подростки волей-неволей оказываются втянутыми в подобные события. Как, не ущемляя их свободы, помочь детям определиться: стоит или не стоит ходить на публичные политические мероприятия?

Марина Одинокова, учитель обществознания и истории средней школы № 1861

Четверть века назад, во времена Советского Союза, даже представить себе было невозможно, чтобы люди могли выходить на площадь и открыто высказывать своё мнение, не боясь послед­ствий. А сейчас это обычное дело: выходи, протестуй там, где дозволено. Хорошо это вообще или плохо?

Массовые выступления в СССР были возможны лишь в годовщину революции и первомайские праздники. А в перестройку страну захлест­нули акции протеста самого разного толка - и санкционированные, и несанкционированные, любые.

В каких из них надо или не надо участвовать? Мы с ребятами вместе рассуждаем на эту тему. Моя позиция: лучше не ходить никуда. Они спорят и дискутируют со мной. Чаще останавливаемся на таком решении: на разрешённый митинг - ну, наверное, можно пойти, что-то там высказать, и то с осторожностью. И если критиковать, то конструктивно, без криков и угроз. Но при этом зачем обязательно выходить со своим мнением на площадь? Если у вас просто зудит и очень хочется высказаться, пожалуйста - есть Интернет, блоги, социальные сети, СМИ, в конце концов... А на митингах пусть взрослые сами разбираются, раз уж им так это нужно. А вы думайте своей головой и не лезьте в толкучку, не подвергайте лишней опасности ни себя, ни других людей.

Но есть такие акции, когда я категорически против! Например, во время известных событий в Бирюлёве (а наша школа как раз в этом районе) я не рекомендовала своим ученикам ходить туда, отговаривала их, и они со мной согласились, не пошли. Я объясняла: конечно, вы можете случайно оказаться в такой ситуации, среди агрессивно настроенной массы людей. Такое тоже может произойти.

Что делать? Нужно любыми способами из этой толпы выбраться. Или, может быть, притормозить где-нибудь, если это, например, шествие и все люди куда-то идут. И ни в коем случае, как я всё время говорю своим ребятам, не надо быть одним из баранов, которых ведут неизвестно куда. Вы должны это чувствовать, потому что всё-таки разумные люди и отвечаете за всё, что делаете.

Что предложить подросткам взамен? Да очень просто - используйте социальные сети, чтобы помочь кому-нибудь делом, кого-то подвезти, выручить. У кого-то что-то прибрать, собрать лекарства или нужные вещи. Столько людей по всей стране, столько, в конце концов, обездоленных, неимущих, больных, попавших в беду! И все они нуждаются в реальной помощи - и это, поверьте, гораздо важнее, чем выкрикивать лозунги. Тем более не свои...

Фото: Алексей Витвицкий

Ужас превращения

Ирина Малина

Мать московского подростка Светлана В. сама учитель, не заметила, как её сын из начитанного, политически активного подростка превратился в националиста.

- Когда я узнала, что мой сын, оказывается, состоял в националистической организации, была просто в шоке. Группа в социальных сетях заманила мальчишку. Хорошо, что Борис вовремя опомнился. Он мне признался во всём, когда уже порвал все контакты со своими единомышленниками.

Я воспитывала сына одна. Крутилась на двух работах, чтобы одеть-обуть мальчишку, чтобы всё у него было не хуже, чем у других. Конечно, времени на полноценное общение с ребёнком катастрофически не хватало. Это главная ошибка! Но он у меня вроде парень раз­умный, начитанный, особых хлопот переходный возраст мне не доставлял. И тут вдруг такое...

Всё вскрылось уже после школы. Борис рассказал, что познакомился с националистами в соцсети. Сначала просто переписывались, потом стали встречаться на спортплощадке. Разговоры как будто правильные: мы - команда, один за всех и все за одного. Дальше - больше: митинги, шествия. А потом - не просто драки, а настоящий мордобой. Причём под раздачу попадают все, независимо от национальной принадлежности, пола и возраста. А самое страшное, что там наркотики. Накачаются «дурью» и вперёд - громить всё вокруг, колотить людей. Нет там никаких высоких идей. Сплошная ненависть и безумство.

Для меня это был сигнал - я его историю и своим ребятам в классе рассказала, предостерегла их от подобного. Говорила: я - учитель, я - мать, и вот такое горе. Хотите, чтобы и у ваших родителей было такое? И знаете, лучше нравоучений подействовало. Борю даже хотели на собрание пригласить, чтобы он глаза нынешним подросткам открыл. Но он постеснялся.

Я так понимаю: в большинстве своём пацаны, которые попадают в подобные шайки, - из неблагополучных семей, которым нечем заняться, которых родители упустили. Кровь играет, адреналин скачет.

Мой сын, к счастью, вовремя это понял и вышел из такой «команды». Сам. И помог всему моему классу в школе на окраине Москвы не поддаться на удочку националистов.

Редко задерживают ни за что... Фото: Алексей Витвицкий

Когда на чаше весов вуз...

Карина Бадалян, замдиректора по воспитательной работе школы № 1173

Сегодняшние старше­классники гораздо больше интересуются политическими событиями, чем их ровесники лет 10-20 назад. Дети готовы озвучивать и отстаивать свои убеждения. Причём интересуются не политикой вообще, а именно тем, что происходит сейчас в мире, на Украине. Например, недавно была круглая дата - 25-летие вывода советских войск из Афганистана. Так наши дети, когда зашла речь об этом на одном из классных часов, вообще плохо представляют себе, что это была за война, что делали там наши войска и почему их выводили.

Зато события в Крыме и на Украине активно обсуждают, высказывают свои точки зрения. Но вот становиться активными участниками событий - политических акций, митингов - проявляют желание единицы. Некоторые из наших учеников были готовы выйти к посольству Украины на митинг. Мы провели с ребятами беседу, объяснили: если их задержит полиция, то у них могут возникнуть в будущем проблемы с поступлением в вуз. А на поступление в высшие учебные заведения сегодня нацелены почти 90% выпускников школ.

Колесо истории может и раздавить...

Григорий Колюцкий, учитель математики школы № 261

Когда в конце 2011 г. и весной 2012 г. в Москве прошла массовая волна митингов, были прецеденты, что в них участвовали и подростки. Конечно, в цивилизованной стране все должны иметь возможность свободно высказывать своё мнение и убеждения при условии, что это безопасно для окружающих. А обеспечить безопасность самих участников и других людей при этом - задача властей. Насколько активна граждан­ская позиция детей - зависит от родителей. По большому счёту, школа не имеет права вставать между ними.

В школьном курсе «ОБЖ» есть раздел, как вести себя в толпе. Возможно, накануне 7 ноября есть смысл вспомнить эту тему.

В любом случае такие класс­ные часы не должны выступать в качестве уроков политинформации, на которых взрослые будут объяснять, как думать правильно, а как нет. Что я посоветовал бы? Откровенно поговорить с детьми на эту тему. Вспомнить свою школьную пору. Ведь родители и учителя сегодняшних подростков видели или участвовали в многотысячных демонст­рациях, например, на 1 Мая или в период распада СССР. Напомнить примеры из истории, когда школьники участвовали в массовых волнениях и политических акциях и чем это заканчивалось. А чаще всего - печально.

Например, в 1968-1969 гг., когда советские танки вошли в Прагу, в Европе произошли массовые протесты студентов, для многих из которых это выступление закончилось трагично. В Праге студент Ян Палах устроил публичное само­сожжение в знак протеста против оккупации Чехословакии советскими войсками. И умер...

В 1989 г. в Пекине китайские студенты вышли на площадь Тяньаньмэнь и устроили свой «майдан» против коммунизма. До сих пор китайцам стыдно за эту историю, потому что сотни студентов тогда были просто раздавлены танками. И китайские власти официально запрещают гражданам вспоминать об этих трагических событиях.

Ещё страшный пример. Диктатор Камбоджи Пол Пот сформировал элитные части армии из школьников 11-14 лет - «красных кхмеров». Одурманенные вседозволенностью, они жестоко истребляли неугодных своему вождю. Поэтому и надо знать прошлое, чтобы не делать подобных ошибок в настоящем.

Америка - не пример свободы?

Ирина Малина

«Лет с 12 американским школьникам на занятиях, которые сродни нашим классным часам, начинают рассказывать о том, что с 18 лет каждому из них предстоит такое почётное право, как принимать участие в выборах - президента, Конгресса и т. д., - рассказывает Андрей Лебедев, учитель науки (предмет, объединяющий курс физики и химии. - Ред.) из Нью-Йорка. - Детям говорят о том, что данные мероприятия нельзя игнорировать, ведь именно выбранный ими сенатор будет заботиться о них, думать об их будущем. Это главное политическое высказывание для всех американцев! В общем, учат любить Америку - лучшую страну в мире, самую свободную. Ведь не во всех странах есть такая возможность у граждан - выбирать президента или сенатора.

Митинги, марши или демонстрации в США могут быть только санкционированными. Например, марш в защиту каких-либо национальных меньшинств. В школе обсуждают такую тему, никоим образом никого не осуждая. Учат толерантности. Что же касается несанкционированных митингов, то здесь это большая экзотика. Потому что полиция самым жёстким образом пресекает любое выступление. Более того, участников снимают на видео и потом отлавливают. Последствия нерадужные. Помимо ареста это стопроцентная вероятность потерять работу, а тем, кто её ещё не имеет, - никогда и не найти. Об этом тоже рассказывают в школах. И обычно такие классные часы не проходят бесследно».

На  заметку  учителю: как предостеречь?

Что нужно рассказать подростку, который решил принять участие в массовом мероприятии? Советует Сергей Ениколопов, кандидат психологических наук, руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН, завкафедрой криминальной психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета.

О любой активности должны знать родители!

На какой бы митинг, флешмоб, концерт, массовый праздник или шест­вие подросток ни отправился, желательно идти не одному, а с друзьями. И желательно сообщить родителям, куда идёшь, даже если у вас и не слишком доверительные отношения.

Если оказался в толпе...

Объясните подросткам, что не надо лезть в пекло, лучше поменьше шуметь, не привлекать к себе внимания: надо понимать, что вокруг люди, которым это может не нравиться. Нельзя надеяться на свою физическую силу: я, мол, вёрт­кий и быстро бегаю. Это толпа, она очень часто стихийна, легко может увлечь за собой и сделать даже случайного прохожего участником давки и погрома... Давка в толпе есть всегда, поэтому надо занимать такую позицию, чтобы не быть прижатым к стене, а, наоборот, иметь возможность увернуться, быстро выбраться на свободное пространство.

Как почувствовать опасность?

Первый признак - некое неравномерное волнение в толпе. Вообще, как только толпа начинает волноваться, что-то появилось  в поле зрения, сразу нужно быть напряжённым и готовым к действиям. Айфон и айпад тут не помогут. Это может быть большим самообманом: у меня, дескать, Интернет под рукой. Интернет в толпе - не спасение. Не тот случай! Более того, Сеть может даже подставить: поисковик или навигатор посоветует двигаться по такой-то улице, сообщит, что в этом месте вроде бы ничего нет, а там на самом деле окажется давка, потому что всем Интернет посоветовал одно и то же…

У кого попросить помощи?

Надо ориентироваться на тех, кто не потерял голову и делает что-то не только для себя, но и помогает другим, а не расталкивает всех локтями. На людей, которые внушают спокойствие, уважение и уверены в себе, нетревожны и несует­ливы. Обязательно позвонить родителям: я нахожусь там-то и там-то. Они должны представлять себе, где именно происходят события, которые угрожают их безопасности. Отдельный совет: обязательно прижимайте локти, чтобы не сломали руку, не повалили на землю...

Каким образом действуют правоохранители?

Если всё-таки стихийный бунт вроде событий в Бирюлёве увлёк, то от таких разборок нужно срочно делать ноги... Подростками в подобных ситуациях зачастую манипулируют бандиты. Надо также чётко знать, что омоновца учили пресекать, давить. Омоновец на это натаскан, у него рефлекс. Это ни хорошо и ни плохо, это так. И человек, который машет рукой перед право­охранителями, должен понимать, что в следующий момент он может получить удар дубинкой, быть арестован и все его планы на будущее угодят в тартарары... Поэтому никакой мальчишеской бравады проявлять не надо. Разгоны футбольных болельщиков показывают, что ОМОН никогда не накажут - это его работа. А подросток может пострадать ни за что, лишь потому, что оказался рядом и попал под горячую руку.

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru