Что для писателя Отечество?
Должен ли художник слова быть патриотом?
Свои великие писатели есть у каждого народа. Но есть и такие авторы, чьи произведения переведены на многие языки, их любят и почитают в разных странах. В чём секрет интернационального успеха? В том, что создатели бессмертных книг не замечали существования границ или, напротив, были привязаны к своему родному краю и отстаивали его интересы в мировом масштабе? Что проповедуют современные лиитераторы, когда так неспокойно - границы стран постоянно меняются, внутри государств противоборствуют политические элиты?
Памятная дата - 200-летие Отечественной войны 1812 года - стала поводом поговорить об этом. В Государственном музее Льва Толстого в Москве за «круглым столом» собрались известные авторы, критики, публицисты, чтобы выяснить, должен ли сегодня писатель помнить о своём Отечестве и служить ему.
Где искать точку отсчёта?
Лев Аннинский, критик, литературовед, писатель, публицист:
- Знаем ли мы, что вкладываем в слово «Отечество»? Пожалуй, речь идёт не об отдельно взятом этносе, а о целом государстве. Особенно если его границы совпадают с внутренним ощущением человека. А если они вдруг изменятся, что не так уж и редко случается? Что же в этом случае будет для человека родиной? Очень интересная и опасная тема! Возьмём XX век. Была дореволюционная Россия, которую наши предки считали своим Отечеством. Но среди них были такие «красные», которые с большинством не соглашались. Их цель была - соединить всех пролетариев, и, выходит, родиной для них были не конкретные территории, а идея. Потом появилось новое государство - СССР, с новыми границами. Казалось бы, вот точка отсчёта для наших рассуждений. А не тут-то было! Советские люди привыкли считать СССР своим Отечеством, но и его границы менялись, например, во время Великой Отечественной войны... Потом настали
1990-е, снова перемены... А как же Родина? Для поколения, рождённого при СССР, она одна, для молодёжи - совсем другая... Какой будет ещё через 50-100 лет? Что наши потомки будут считать ею - остаётся только гадать... Феноменально то, что, когда наступают неспокойные времена, когда приходит понимание, что Отечество в опасности, то нашим предкам не нужно было никаких определений, да и нам не требуется. Всё и так ясно. А разве не это главное?
Больше делает тот, кто не продаётся
Георгий Пряхин, писатель, сценарист, драматург, директор издательства «Художественная литература»:
- Художник и власть - вечные антагонисты. Им всегда должно быть неловко в присутствии друг друга, и они всегда должны друг другу противоречить. Но только если это большой художник и умная власть. Почему они не могут быть по одну сторону баррикад? Да потому что власть защищает права большинства, а художник - индивидуалист, он в человеке всегда видит человека - одного-единственного, уникального. Как показывает жизнь, неизвестно, что важнее: индивидуализм или общество. У этих направлений разные задачи.
На первый взгляд парадоксальная мысль, но если художник не покупается, то он делает для Отечества гораздо больше, чем если идёт у власти на поводу. То есть по-настоящему служит Отечеству тот, кто не сотрудничает с властью, у кого на первом месте творчество, ведь правдивый художник не может молчать. А если писатель начинает сотрудничать с властью, то он становится публицистом. И это уже не то. Настоящая литература никого не стравливает, потому что она не предвзятая, не служит ничьим интересам. Неудивительно, что люди снова начали читать классику, - на сломе эпох человек всегда ищет опору, и многие нуждаются в настоящей литературе. Возвращается интерес к Николаю Гоголю, Александру Пушкину, Вильяму Шекспиру - их книги пользуются сейчас хорошим спросом.
ООН появилась благодаря Толстому
Константин Кедров, поэт, философ, литературный критик:
- Для многих наших великих писателей понятие Отечества не ограничивалось рамками страны. Им всегда было свойственно ощущение всемирности, космичности, глобальной ответственности за каждого отдельно взятого человека. В связи с этим вспоминаются «Окаянные дни» Ивана Бунина, романы Ивана Тургенева «Дым» и «Новь», где за острой критикой это чувство ответственности очень сильно!
И конечно же, на первом месте Лев Толстой. Он, словно Исаак Ньютон, который вывел закон всемирного тяготения, сделал не менее значимое открытие: «Зло никогда не уничтожается злом, а только добром». Он увидел и доказал, что ненасилие - это не слабость, а сокрушительная сила для зла и громадная созидательная сила. Власть, как ни странно, больше всего боится не силы. С ракетами, танками и пушками у неё порядок во все времена. Вспомним хотя бы Великую Отечественную войну и противостоявших в ней друг другу Гитлера и Сталина. Сколько нам ни говорят, что есть разница между фашизмом и коммунизмом, я её не вижу! И то и другое - зло. Какая разница в том, убивают людей по расовому признаку или по классовому? Их убивают.
Так вот Толстой убедил в своей правоте крупнейшие умы нашего времени. Европа его поняла, пожалуй, даже больше, чем Россия. Среди принявших сторону Льва Николаевича я хотел бы особо выделить физика Альберта Энштейна и математика, философа и общественного деятеля Бертрана Рассела.
Мысли Толстого легли в основу идей создания Организации Объединённых Наций (ООН), ЮНЕСКО и прочих всемирных организаций, которые пусть и не могут решить всех проблем, но по крайней мере как-то пытаются противодействовать злу ненасилием. И сам факт создания и существования таких надгосударственных структур, вне границ и отечеств, - великая заслуга великого писателя.
На одном уровне по масштабности с ним разве что Фёдор Михайлович Достоевский. Процитирую в тему коротенькое стихотворение, автором которого являюсь: «Есть в России двойной святой - Достоевский и Лев Толстой».
Служить надо словом
Борис Тарасов, писатель, доктор филологических наук, ректор Литературного института им. А. М. Горького:
- Жизнь представляет собой смешение высшего и низшего. У великих писателей эта мысль доведена до совершенства. И Лев Толстой отмечал, что человек противоречив - он и высок, и низок, и такой, и сякой. Державин написал известные строки: «Я царь - я раб - я червь - я бог!» Достоевский говорил: «Мне кажется, что мир наш - чистилище духов небесных, отуманенных грешной мыслью».
Однако сейчас мы живём в эпоху, когда этот баланс нарушен. Низшее превалирует над высшим, что очень заметно, если обратиться к современной литературной продукции. Огромное количество книжного мусора закрывает то, что необходимо читать...
А жизнь настоящего писателя заключается именно в том, что он эту иерархию соблюдает, сохраняет её и никогда не окажется на уровне массовой культуры - не будет служить червю и рабу. Его миссия всегда связана с богослужением и, значит, служением Отечеству. Вспомним литераторов 1812 г., в том числе поэтов Константина Батюшкова, Фёдора Глинку, Дениса Давыдова. Эти люди в трудные для страны годы не только словом, но и делом помогали Отечеству, что естественно для нормального человека. Ведь что такое Отечество? Это наша связь с домом, красотой родных мест, с историей, которая передаётся из поколения в поколение. Пожалуй, лучше и точнее других это выразил в своих строках Александр Сергеевич Пушкин:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
- 03 декабря 2024 18:47
-
Правило большого мегаполиса: приезжего поддержат земляки
03 декабря 2024 18:38 - 12 ноября 2024 19:36
- 12 ноября 2024 19:18