Школа на распутье
Должны ли быть обязательными школьные предметы
Совсем недавно вышла книга «Америка за школьной партой: Как средние школы отвечают меняющимся потребностям нации» (Schooling America: How the Public Schools Meet the Nation's Changing Needs). Её автор Патриция Грэм приехала в Россию и провела ряд встреч со студентами и преподавателями вузов.
Как выяснилось, беседа с профессором заставила каждого из присутствовавших по-новому посмотреть на современные тенденции в системе российского образования. Причём выводы все сделали разные. От «если позволить детям выбирать предметы и не заставлять усваивать обязательный для всех набор знаний, образование в России будет на самом низком уровне» до «необходимо как можно скорее предоставить ученикам свободный выбор, иначе будет поздно, выпускники не только не получат планируемых взрослыми знаний, но и не смогут быть успешными в социуме». Где же истина? Поищем в труде первой женщины-декана за всю историю Гарварда?
Книга Патриции Грэм - результат её многолетних исследований как педагога (она начинала свою карьеру как школьный учитель), как преподавателя университета и как учёного. Она разбила историю американской системы образования на четыре периода.
С 1900 по 1920 год шёл ЭТАП АССИМИЛЯЦИИ, во время которого многочисленные иммигранты должны были стать полноправными членами общества. Главной задачей школы в то время было научить всех английскому языку, познакомить с историей и законами многонациональной страны. Именно такие предметы и преподавались в школе, правда, совсем немногие дети на выходе осваивали требуемые навыки. Учителя были разными, но подавляющее большинство - недостаточно компетентными, неинтересными людьми, которые мало чему были способны научить.
Приблизительно в те же годы Америка познакомилась с идеями философа Джона Дьюи, чьи работы быстро стали популярны. Его книга «Демократия и образование» (1916 г.) призывала строить школу по принципу «обучение через деятельность» (learning by doing). Было создано сообщество прогрессивных учебных заведений, где «обучение через деятельность» было основным педагогическим методом.
Начался второй, по мнению автора, этап истории американской школы - АДАПТАЦИЯ. Проектная деятельность учила школьников творчеству. Кроме совсем небольшого количества обязательных для всех уроков дети могли выбирать предметы. В результате знания получали только 20% учеников - те, которые выросли в интеллигентных семьях, заботившихся о получении своими отпрысками качественного образования, и богатые наследники, имевшие возможность выбирать лучших учителей. Основную причину неудач образования этого периода Патриция Грэм видит в расслоении общества и слишком свободно спроектированной программе. В 1938 году Дьюи официально дистанцировался от того, что происходило в американских школах, и раскритиковал их идеологию, которая не давала никаких чётких инструкций для учителей. Дети из неблагополучных и малообразованных семей почти ничему не учились в школе и не могли продолжить образование. Расслоение общества росло.
К началу 1950-х возмущение школой достигло апогея. Взрыв борьбы с прогрессивными школами последовал после выхода в свет книги «Почему Джонни не умеет читать?». Американские промышленники и бизнесмены в разговорах с коллегами из других стран сетовали на то, что уровень образования очень низкий в стране. Начался новый период, во время которого основной целью стало ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ всех школьников и предоставление им возможности продолжить учёбу и получить специализацию. Стали разрабатывать специальные программы для детей с различными способностями. Правда, таких школ было мало, и в них могли попасть только дети из обеспеченных семей.
Через тридцать лет количество людей, критикующих школу, снова выросло. Расслоение общества не уменьшилось, как ожидалось, американские специалисты продолжали ощущать недостаток знаний, большинство учителей работали всё так же плохо. Всё это привело к введению в школе более жёсткой системы оценивания, которое должно было мотивировать на учёбу всех школьников. В 1983 году начался ПЕРИОД УСПЕВАЕМОСТИ, который длится до настоящего времени. Главной целью обучения стало успешное прохождение тестов, позволяющее продолжить обучение в университете. Через несколько лет был введён экзамен, аналогичный нашему Единому госэкзамену (ЕГЭ).
Патриция Грэм не согласна с тем, что массовое тестирование может сделать систему образования более эффективной и доступной для всех. Она уверена, что причина снижения уровня обучения детей в школе - по-прежнему низкий уровень квалификации педагогов. Дети должны научиться не только читать, но и фантазировать, мыслить. А ещё каждый ребёнок за школьные годы должен испытать счастье озарения, но как этому могут научить педагоги, которые никогда сами не испытывали этого чувства?
Как у нас
В России система образования базировалась на распределении единого набора знаний всем школьникам и обязательной проверке результатов усвоенного. Пожалуй, только одно нас объединяло с американской школой: низкая квалификация педагогов. Введение новых образовательных стандартов, позволяющих выбирать ряд предметов и степень глубины их изучения, общество приняло в штыки: люди боятся, что детям не будут давать необходимые знания. В то же время всё больше молодых родителей, уважающих в растущем поколении его уникальность, вообще не хотят отдавать детей в школу - боятся непонимания индивидуальных особенностей малышей со стороны педагогов.
Интересные факты
Патриция Грэм (Patricia Albjerg Graham) была профессором Колумбийского университета, деканом Института Рэдклиффа и профессором истории образования в Гарварде. С 1982 по 1991 г. работала деканом Высшей педагогической школы Гарвардского университета. Она - первая женщина-декан за всю историю Гарварда. В 1991 г. она возглавила фонд Спенсера в Чикаго - организации, которая финансирует развитие исследований в области образования.
- 12 ноября 2024 17:25
- 29 октября 2024 20:20
- 08 октября 2024 21:25
-
Задача писателя — помочь сохранить славянское братство и единство
03 сентября 2024 22:02