Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души21 голос15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса15%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения59 голосов42%
Предыдущие опросы

Образование19 февраля 2020 16:41Автор: Ольга Сальникова

Умнеем или глупеем?

Фото: twinquinn84 / pixabay.com
Современные технологии – необязательно зло. Они помогают в образовании

Как интернет сказывается на наших умственных способностях.

Сегодня за день мы получаем примерно в 10 раз больше информации, чем среднестатистический человек середины ­1980-х гг. При этом большая её часть – «интернет-мусор». Как это влияет на наши умственные способности, рассказала Ольга Щербакова, кандидат психологических наук.

Уровень интеллекта ч­еловечества стремительно падает, и виной тому научно-технический прогресс. Ведь сегодня не нужно добывать ни еду, ни информацию. Так ли это?

«Неправильные дети»

– В двухтысячных действительно было опубликовано два независимых научных исследования, в которых участвовали норвежские и датские призывники. Данные показали не столько снижение интеллекта, сколько замедление его роста, – говорит Ольга Щербакова. – Однако много лет обсуждается и обратный эффект, который впервые был сформулирован новозеландским философом Джеймсом Флинном ещё в 1984 г. Флинн обнаружил, что в XX в. средний IQ человечества каждое десятилетие увеличивался в среднем на три пункта. Среди причин называется всеобщий рост уровня образования, улучшение питания и доступность медицины, что напрямую сказывается на интеллекте. Кроме того, люди постепенно приобретают н­авыки прохождения подобных тестов.

Мир меняется, а с ним и критерии интеллектуальности. Ум человека, который вырос с телефоном и доступом в интернет, отличается от ума того, кто когда-то в поисках информации должен был ходить в библиотеку. Многим людям сейчас непросто выполнять некоторые интеллектуальные операции, которые раньше считались б­азовыми для ученика средней школы. В част­ности, наши исследования показывают, что современному человеку становится сложнее структурировать и анализировать информацию в силу того, что у него нет навыков её обработки. С раннего возраста он бомбардируется огромным количеством текстов, картинок, немалую часть из которых можно считать интернет-мусором, но организованным настолько эффектно, что перед ним трудно устоять. При этом информация сама направляет человека по «нужной» дорожке: яркие з­аголовки, выделенные жирным шрифтом главные мысли, картинки, гиперссылки. И когда он сталкивается с необходимостью прочитать классический текст в книге, выделить основные мысли самостоятельно – он теряется. Это проблема многих школьников и студентов. У педагогов возникает соблазн сказать, что это какие-то «неправильные дети». Но сравнивать поколения и говорить, кто умнее, невозможно. Нельзя людей, выросших в принципиально разных информационных условиях, подгонять под один стандарт.

Анекдоты? Не смешно

– Должны ли школы подстраиваться под такие тенденции? Появилось же когда-то краткое изложение классических произведений. Может, ещё сократить и выделить главные мысли?

– Если говорить про хорошие школы – они пока не подстраиваются под эти тенденции, учителя предъявляют такие же требования к своим ученикам, как и раньше, и последние к ним приспосабливаются. Возможно, на более массовом уровне некоторые интеллектуальные навыки «­просядут». И связано это не только с гаджетами, но и с изменением самих образовательных стандартов.

В 1990-е гг., когда многим казалось, что всё старое плохо, в образовании начались неконтролируемые э­ксперименты: появилось большое количество новых (и не всегда научно обоснованных методик обучения), а также организаций, предоставляющих образование низкого качества. Общее представление людей об интеллектуальной работе поменялось: стало казаться, что можно учиться, не прикладывая усилий. Преподаватель сделает вид, что не заметил, как ты списываешь на экзамене, или поставит тебе оценку просто за посещение его лекций. А потом такие выпускники входят в профессию – начинают строить мосты, лечить людей, учить…

Помимо этого, в последние годы во многих школах приучают детей решать шаблонные задачи, «натаскивают на ЕГЭ», лишая их самостоятельности мышления, которая формируется как раз в 13–17 лет. Для этого школьнику нужно время на обсуждение, выбор, рефлексию. Когда этой возможности нет, он с помощью учителей едва справляется с требованиями, лишь бы сдать тест, – интеллектуальная зрелость не наступает. И в­последствии такому человеку будет трудно решить нестандартно сформулированную задачу, где нельзя просто применить знание «с полочки». Но станут ли такие потери катастрофой для человека, живущего в мире технологий, – пока большой вопрос.

– В своём недавнем исследовании вы обнаружили связь между увлечённостью интернет-мемами и уровнем интеллекта. Как вообще изменилось восприятие юмора?

– Мы обнаружили, что современные молодые люди от 18 до 30 лет практически перестали рассказывать анекдоты и находят их несмешными. Для них это устаревший жанр. Тексты анекдотов слишком длинные, дочитать их до конца и понять, в чём юмор, практически невозможно. Поэтому молодёжь предпочитает интернет-мемы и ситуативный юмор, который не предполагает длительного внимания на задаче. Интересные результаты мы получили и при изучении притч – выяснилось, что 2/3 молодых людей не в с­остоянии понять аллегорию рассказа. 

Хотя если открыть любой учебник по психологии мышления, там будет написано, что подобная буквальность мышления является симптомом серьёзного интеллектуального дефицита. Но классические учебники писались десятилетия тому назад. Возможно, нам нужен пересмотр с­уществующих норм.

– Как вы относитесь к тестам IQ?

– С одной стороны, если нужна быстрая и массовая диагностика – ничего иного пока нет. С другой – тесты на интеллект плохо согласуются с реальными жизненными достижениями человека. И если у старшеклассника невысокий балл IQ, это не значит, что он будет глупым неудачником. Часто люди с высоким умственным потенциалом тесты на интеллект выполняют плохо, так как ищут нестандарт­ные решения задачи. Она их захватывает, им интересен сам процесс, но в итоге они не укладываются в отведённое время и проваливают тест. Негативно на результат влияет и высокая тревожность, даже если умст­венные способности человека прекрасно позволяют выполнить задание. Альтернативой тестам IQ мог бы стать всесторонний экспертный мониторинг, хотя это затратная и сложная п­роцедура.

Интересные факты

Цифровизация имеет как положительные, так и отрицательные последствия, считает профессор, нейролингвист Татьяна Черниговская: «Одним и тем же ножом можно резать сыр и совершать преступление. Дело в том, как пользоваться инструментом. Однако пока яркого и умного педагога ничто не может заменить. Любовь к познанию – это вирус, который передаётся только от человека к человеку». Но, с другой стороны, у современных молодых людей есть возможность прослушать курсы от лучших профессоров страны и мира. То, чего не было у их даже недалёких предков.

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru