Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России33 голоса22%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов5%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души22 голоса15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках23 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения61 голос41%
Предыдущие опросы

Наши в городе26 февраля 2013 23:55Автор: Галина Тараканова

Кто в ответе?

Фото: flickr.com
Законы должны соблюдать и мигранты, и надзорные органы

Что важнее - правовой ликбез или медстраховка?

В Москве появились народные дружины, задача которых - выявлять нарушения миграционного законодательства и оказывать помощь законопо­слушным приезжим, права которых попираются. Но это ли на самом деле нужно выходцам из стран СНГ?

Эксперты, опрошенные «СтоЛИЧНО­СТЬЮ», уверены, что в первую очередь надо разбираться с причинами, из-за которых у приезжих возникают проблемы, а не распутывать последствия. Тем более силами волонтёров.

«Инициативы, связанные с защитой прав мигрантов, сегодня неоднозначно воспринимаются населением, - уверен Александр БРОД, директор Московского бюро по правам человека. - Каждый третий наверняка скажет: «Кто бы мне помог!» Кстати, у нас не любят не только иностранцев, но и пенсионеров, и инвалидов. Дело в том, что большинство людей живёт бедно, испытывает постоянный стресс. Они думают о своих бедах, и проблемы других их вообще не волнуют. Поэтому, когда появляется информация о том, что какой-то группе населения оказывается особая поддержка, тут же находятся недовольные, которые уверены, что помощь оказывается в ущерб их интересам. Для того чтобы снизить уровень агрессии и ксенофобии, нужно, чтобы неукоснительно соблюдались права москвичей, чтобы люди не выбивали то, что им положено по закону, а получали, что называется, автоматом. Например, разговоры на тему «Приезжие отбирают у москвичей вакансии» тут же стихнут, если местное население будет иметь реальный приоритет при приёме на работу, а городские программы по трудоустройству и повышению квалификации станут разнообразны и максимально эффективны.

Что касается народных дружин, то это очень неоднозначная тема. Во всех развитых странах есть общественные организации, которые помогают полиции в поддержании общественного порядка и в том числе работают с мигрантами. У нас такие инициативы можно только приветствовать, но при одном обязательном условии: дружины должны полностью абстрагироваться от политики, националистиче­ских идей и заниматься исключительно оказанием помощи (психологиче­ской, гуманитарной, правовой). Нельзя возлагать на волонтёров надзорные функции, например проверку документов у приезжих. Это прерогатива полиции и сотрудников ФМС, которые не только имеют соответствующее образование и опыт работы, но и законодательно облечены такими полномочиями».

Но и с должностными лицами не всё так просто, иначе не было бы вопросов к качеству их работы. «Что нужнее всего для мигрантов? Чтобы сотрудники ФМС и полиция знали россий­ское законодательство, - считает Ирина Зисман, председатель правления Общества содействия защите прав мигрантов. - Я не говорю о коррупционерах, которые юридически подкованы и намеренно нарушают закон. Речь идёт о многочисленной армии служащих, безграмотных в вопросах, которые, между прочим, входят в их должностные обязанности.

Например, раньше мигранты лично подавали документы на регистрацию по месту пребывания, а в 2007 г. ввели уведомительную регистрацию по почте, и сегодня  вместо живой очереди сотрудник федеральной службы имеет дело с ящиком писем от работодателей. И никто не следит, сколько заявок лежит нетронутыми по 2-3 месяца (а ведь по закону они должны быть внесены в базу данных за 10 дней). Поход в отделения столичного УФМС для разбирательств - это вообще отдельная песня. Вместо 5 дней в неделю приём иностранцев ведётся зачастую несколько часов в один-единственный день, да и то сотрудника может запросто не быть на месте. Даже мы, представители общественных организаций, приходя в ФМС, нередко слышим: «Сегодня сотрудник не будет принимать, обращайтесь через неделю».

А если компания вовсе не отправила заявку по поводу своего иностранного работника? В законе написано чётко: мигрант не несёт ответственности за бездействие принимающей стороны. Но как вы думаете, что ждёт иностранца, если во время рейда по поиску нелегалов он заявит полицейскому: «Я не несу ответственности за то, что мой шеф не поставил меня на миграционный учёт»?

Трудности взаимоотношений между иностранцами и принимающей стороной не исчерпываются лишь проблемой легализации. «Что для приезжих действительно важно, так это возможность получать медпомощь не только когда речь идёт о жизни и смерти, но и при любых недомоганиях, - говорит Фатима Албакова, член комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести. - К сожалению, подавляющее большинство мигрантов этого блага лишено вовсе.

Кстати, не стоит думать, что данная проблема должна волновать исключительно гастарбайтеров. Мы не живём в параллельных мирах, а постоянно контактируем друг с другом, и риск подхватить, например, инфекционное заболевание в переполненном метро чрезвычайно велик. На мой взгляд, идеальный вариант решения этой проблемы такой: работодателей обязывают приобретать полисы ДМС для своих работников-иностранцев (за невыполнение этого условия можно и квот лишать). А если мигрант приехал в Россию с семьёй, тут уже он должен в обязательном порядке обеспечить родных за свой счёт медстраховками».

Где жить, как не быть обманутым работодателем, как вести себя в кризисных ситуациях? У тех, кто приезжает в Россию на заработки, множест­во проблем. Но есть одна тема, которая очень редко всплывает при общественных обсуждениях, на «круглых столах» и в выступлениях чиновников.  «Практиче­ски у каждого иност­ранца есть подспудный страх - не вернётся ли он домой в гробу или в лучшем случае пожизненным инвалидом, - говорит Александр Калинин, председатель «Конгресса молдавских диаспор». - Ведь насилие и смертельные случаи в среде приезжих далеко не редкость. Часть людей, приехавших в Москву работать, просто бесследно исчезает. И родственники месяцами и годами ищут хоть какую-то информацию о пропавшем. При этом бывшие работодатели и полиция оказывают им в этом минимальное содействие, а то и вовсе отказывают в помощи».

Эксперты сходятся в одном: трудовая миграция не может стать упорядоченной и полностью легальной, если ответ­ственность за это будет лежать на приезжих. Спрашивать надо со всех заинтересованных сторон. Без исключения!  

нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru