Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России33 голоса22%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов5%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души22 голоса15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках23 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения61 голос41%
Предыдущие опросы

Наши в городе12 февраля 2013 19:12Автор: Евгений Степанов

Шорник - полковник, портной - майор!

Фото: Валерий Христофоров
«Первую уздечку сшила из отцовского ремня»

Богато украшенная упряжь лошади была «лицом» её хозяина

В усадьбе «Коломенское», казалось бы, каждый нашёл тропинку по душе. Между тем секреты царской вотчины ещё разгадывать и разгадывать. Музей-заповедник - словно шкатулка с потайным дном: всё самое интересное спрятано в глубине, под «бархатной обивкой». Мало кто знает, например, что в экспозиции «Конюшенного двора» находится действующая мастерская шорника - специалиста по конской упряжи, человека, без которого не изготовить снаряжение для лошади. А в старину о значимости шорника говорили: «Шорник - полковник, портной - майор!»

Ремесло шорника давно отнесли к вымирающим профессиям. Так ли это на самом деле? Как рождается снаряжение для лошадей в XXI веке? И к чему снится шорник? Об этом и многом другом разговор с мастером Татьяной Ануриной.

«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Татьяна Викторовна, расскажите, где научились этой нежен­ской профессии?

Т.А.: - Этим ремеслом я занимаюсь уже около 25 лет, из них семь - в музее-заповеднике. А началось всё с того, что ещё в детстве полюбила лошадей и рано начала ездить верхом. А с амуницией в советские времена было сложно. Очень хотелось свою уздечку, а купить было невозможно. В те годы существовал один-един­ственный завод конноспортивного инвентаря в стране. Туда была огромная очередь, а об индивидуальной продаже даже речи не шло. И вот мы с подругой решили изготовить уздечку своими руками. Не знали никаких размеров, ничего. Примерили на глазок и сшили. Надели уздечку на лошадь - идеально! Так первый блин вышел не комом. Правда, пришлось пожертвовать отцовскими... ремнём, туфлями и рыбацким рюкзаком.

«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Выходит, что вы самоучка?

Т.А.: - Не совсем так. Пристроиться ученицей уже к маститым шорникам начинающему специалисту было нереально. В подмастерья брали неохотно, ведь на ученика нужно тратить время, и ещё неизвестно, будет из него толк или нет. Поначалу выполняла самую грубую работу, делала недо­уздки (один из элементов упряжи). Наставница сидела сзади и наблюдала. Однажды подошла ко мне и призналась: мол, никогда раньше не видела шорника, который, улыбаясь, шил бы недоуздки. А я не могу без хорошего настроения работать, ведь, когда беру в руки шило, сразу представляю лошадь в новой упряжи и мысленно надеваю на неё снаряжение. В этом и есть, наверное, секрет ремесла.

«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Чем сейчас занимаетесь?

Т.А.: - В основном это, конечно, ремонт упряжи. Обновляем некоторые детали в амуниции: хомуты, шлеи, вожжи, сёдла. Работа шорника похожа на техническое обслуживание автомобилей. Сейчас, к примеру, в музее-заповеднике решили изготовить шлеи. Это часть упряжи, которая удерживает хомут на месте. Впрочем, шлеи несут не только утилитарный характер, они ещё и самый красивый элемент, который богато украшался во все времена. Мы пытаемся возродить то, что утрачено.

«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Не слишком ли роскошно для лошади?

Т.А.: - Нет! Шлея - как цепочка во рту лошади. Со стороны покажется варварством, а конь просто играет с цепочкой и отвлекается. Здесь то же самое. Изготовить шлеи не так просто. Каждое изделие - произведение искусства. Детали к ним подбираются порой месяцами. В ход идут и пряжки для часов, и замки от молний, и декоративные подставки-ножки для сумок.

«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Ваше рабочее место - часть экспозиции «Конюшенный двор». Вы и сами будто выставочный экс­понат...

Т.А.: - Мастерская шорника дейст­вительно необычная часть экс­позиции. Не каждый музей может похвастаться настоящим ателье, где до сих пор кустарным способом изготавливают упряжь. Где, как не у нас, возрождать такое ремесло? В конце XIX - начале ХХ века в Коломенском не было безлошадных семей. По количеству коней среди селений Нагатинской волости Коломенское было лидером. Поэтому здесь всегда ценилась работа шорника, так как красивая и дорогая упряжь была «лицом» хозяина. Экспозиция помогает раскрыть быт людей, работающих с лошадьми.

«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Стать шорником раньше мог не каждый. Тут и сноровка особая нужна, и сильные руки, а самое главное - хорошие инструменты. С какими сложностями сталкиваются современные мастера?

Т.А.: - Как и сотни лет назад, сложнее всего достать хороший инст­румент! Вот, например, шило. Это необычный, очень капризный инструмент. Бывает такая толщина кожи, которую не берёт даже машина, и приходится шить руками. Когда шила свою первую уздечку, у меня на всю ладонь был огромный синяк. Это был адский труд. И секрет каждого шорника не в силе рук, а в том, какой у него инструмент. Мой изготовили наши кузнецы. Нашла старинное шило, отнесла мастерам. Они сделали спектральный анализ металла и помогли с заготовкой.

«СтоЛИЧНОСТЬ»: - У любого ремесленника бывает одно произведение, к которому мастер относится особенно. У вас есть такая работа?

Т.А.: - С улыбкой вспоминаю историю, как получила свой первый разряд. Тогда я ещё ходила в ученицах. Приходит наставница и рассказывает о сложном заказе, который поступил на завод. Нужно сделать конкурсную уздечку. На следующий день я принесла ей спичечный коробок. А там та самая уздечка, только в несколько раз меньше оригинала, - в сувенирном исполнении. Она вся расстёгивалась, разбиралась. Впоследствии эта уздечка стало эталоном. Так я получила разряд.

А когда пришла в Коломенское, карет и саней было не так много. Посмотрела на экипажик - выглядит скучновато. Нашла банки с краской, развела и вспомнила свою практику дет­ского сада, как с детьми учились разукрашивать в народном стиле (тогда я работала воспитателем). Потом очередь дошла и до саней. Вместе с художницей выбирали орнаменты и узоры. Так появились сани в стилистике павловопосадских платков и хохломской росписи. Такая же история с дугами.

Расписала одну - понравилось наездникам, а главное - туристам. Теперь у каждой лошади индивидуально раскрашенная дуга. Нет ни одной с похожим рисунком. Сейчас наездница просит свадебную дугу с голубями. В ближайшее время начну работать над ней.

К шорникам в старину относились с особым почтением. В фольклоре это отношение сохраняется до сих пор. Если девушке приснится шорник, у неё будет богатый супруг, привиделся мужчине - ждёт его успех в делах. Впрочем, для того чтобы увидеть шорника, необязательно ждать его во сне, в Коломенском его можно встретить наяву. Экс­позиция «Конюшенный двор» ждёт всех желающих! 

нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru