Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души21 голос15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса15%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения59 голосов42%
Предыдущие опросы

Наши в городе18 июля 2012 09:37Автор: Савелий Кашницкий

О чём бьёт бубен?

Фото: автор
Елена Отсур в процессе камлания

Тувинские шаманы связываются с иными мирами

При всей толерантности, ставшей знаком нынешнего времени, многие люди, особенно относящие себя к традиционной конфессии, едва услышав слово «шаман», начинают истово креститься, страхуя себя от «чертовщины». Такое предубеждение вполне объяснимо: не столь далёкая эпоха атеизма наряду со всеми религиями очерняла и компрометировала шаманизм, приписывая ему черты колдовства и чернокнижия.
Кто же такие шаманы? И опасны ли они для иноплеменников?

Будучи в Туве, крае, где шаманизм - одно из двух, кроме ламаизма, традиционных верований местного населения, я обратился с этим вопросом к самому старому и авторитетному тувинскому учёному Монгушу Кенин-Лопсану.

В свои 87 лет он, доктор исторических наук, первый тувинец, окончивший факультет востоковедения Ленинградского университета, записавший основной корпус национального эпоса, этнограф, писатель и сказитель, потомственный шаман и обладатель награды «Живое сокровище мира» Американского фонда шаманских исследований, по-прежнему каждый день приходит на работу - в деревянную избу, принадлежащую Национальному музею Тувы. Он остаётся ведущим научным сотрудником музея.

- Не надо бояться шаманов, - душевно и улыбчиво говорит Монгуш Борахович. - Мы не такие страшные и вовсе не едим детей. Хотя из пяти категорий шаманов одна ведёт происхождение от рода чертей, но даже они не причиняют людям зла. Другие категории - потомственные (по отцу и матери), от духов земли и воды, от рода русалок и небесные от верхнего мира.

Как православных священников, имамов и раввинов, в годы сталинского тоталитаризма шаманов народов Сибири и Крайнего Севера тоже ссылали в лагеря и расстреливали, до конца коммунистического режима им запрещали отправлять традиционные культы и помогать соплеменникам. Как только эти запреты были сняты, Кенин-Лопсан одним из первых в СССР вернулся к образу жизни своих предшественников и стал передавать молодым опыт предков, исцелять от болезней, защищать урожай, отправлять заупокойные культы. В 1993 году он организовал объединение тувинских шаманов «Дунгур» («Бубен»).

Нынешний его председатель Монгуш Торжу объясняет, зачем приходят люди в скромный деревянный дом на улице Рабочей тувинской столицы:
- Когда в семье кто-нибудь умирает, необходимо достойно проводить покойного в лучший мир, разрешить все вопросы, оставшиеся нерешёнными, простить уходящему все обиды и попросить у него прощения. Обычные люди не могут этого сделать. Шаман становится посредником между духом умершего и его родственниками.

Елена Отсур, председатель другого объединения шаманов «Тос дзэр» («Девять небес»), показывает мне свой арсенал: расшитый халат с привязанными к нему куклами - во время камланий они сообщают окружающим силу тех мест, в которых были изготовлены, головной убор с перьями птиц, кнут, шлифованное бронзовое зеркало, бубен. Зеркало показывает картины из верхнего и нижнего миров, с которым шаман способен общаться, входя в особое состояние. Кнут вырезают только из красного дерева, эту ответственность берёт на себя лишь опытный шаман - непосвящённый человек, срезавший прут красного дерева, может тотчас умереть.

Во время камлания - особой процедуры общения с духами, сопровождаемой ударами в бубен, пением гимнов, ритуальными танцами, - шаман получает благословение духов неба, земли, реки, степей, рощ, деревьев. Без этого благословения человек беспомощен перед произволом природы.

В Туве часты землетрясения. В минувшем декабре республику особенно отчаянно трясло: в эпицентре сила стихии доходила до 10 баллов. Однако никто не пострадал. Елена Отсур уверяет: во время стихии шаманы умоляли духов природы смилостивиться над соплеменниками.

Иногда - правда, крайне редко - шаманы разных районов Тувы собираются для совместного камлания с целью вызвать долгожданный дождь во время сильных засух. Духов небес нельзя тревожить по пустякам, убеждена Елена. Просто менять погоду по своему желанию ни один шаман не решится. Только если засуха угрожает жизни людей или скота, шаманы, посовещавшись, отваживаются беспокоить духов. Вопреки распространённым предрассудкам шаманы не гадают, не предсказывают судьбу, не подменяют врачей. Лишь немногие из них занимаются целительством, и то узко специализируются. Скажем, Елена Отсур помогает наркоманам, очищая камланием их дух и вызывая духовное стремление к изменению жизни, и помогает забеременеть бездет­ным женщинам.

Проверенный целитель - шаман Лазо Монгуш, в недавнем прошлом знаменитый «горловик» - мастер традиционного для тувинцев горлового пения. Оно менее всего предназначено для концертных залов - с помощью горлового пения шаманы добиваются душевного исцеления тяжёлых больных, прежде всего с психическими заболеваниями.

- Охотники-тувинцы порой выходят на охоту не в тот день, – поясняет Лазо Довуевич, – убивают не того зверя, навлекая на себя гнев лесных духов, а вместе с ним хвори и недомогания. Духи тайги не любят, если человек убивает слишком много или лишает жизни, к примеру, белого тарбагана (вид сурка). Мясо тарбагана съедобно и вкусно, но вот убивать этого зверька нельзя. В этом случае охотник наказывается душевной болезнью, и врачи вряд ли сумеют ему помочь. Когда такой больной обращается за помощью к шаману, специальное обращение к духам тайги дает шанс загладить вину нерадивого охотника.

Лазо Монгуш – один из немногих шаманов, которому покорилось самое страшное заболевание – рак. Листаю альбом с фотографиями: в 2003 году красивая женщина из Нижнего Новгорода обратилась к Лазо, когда врачи выписали ее из больницы в четвертой стадии рака, жить оставалось не больше месяца. Снимки того времени не оставляют в этом сомнения. Разведя большой костер возле больной, Лазо Монгуш в ходе специального камлания изгонял дьявола из тела больной. На снимке запечатлен момент, когда шаман выкрикивает имя дьявола: языки пламени четко обрисовывают форму этого дьявола. Эта женщина жива до сих пор.

На других фотографиях вижу отчетливые фигуры дракона, кабана (страшного, по тувинским представлениям зверя, уводящего в подземный мир), волка. Фигуры, обрисованные пламенем костра. Образ зверя, с точки зрения шамана, очень хороший результат: значит, хворь покинула тело больного.

Разумеется, сегодня не проблема нарисовать эти фигуры в фотошопе, но я верю Лазо Монгушу: он не владеет компьютерными технологиями, да и в юрте, где мы с ним беседуем, ни компьютера не видно, ни наличия интернета не заподозришь.

Мигрени, сотрясения мозга, высокое артериальное давление Лазо излечивает шутя - одним ударом ладони. Так получилось, что я стал свидетелем такой процедуры. В юрту к Лазо меня привез Кангар-оол Ондар, знаменитый тувинский исполнитель горловых мелодий. Выступая на сцене больше двадцати лет, артист нажил себе чудовищную гипертонию. В день нашего визита к шаману тонометр показал 250/140. При мне Лазо, обхватив сзади своего друга, стал сжимать ладонями его голову, мять шейный отдел позвоночника, бить ребрами ладоней по нужным участкам спины. Через несколько минут давление у Кангар-оола было почти в норме. Монгуш, отряхивая ладони от хвори, продолжал журить друга: почему не приходишь для серьезного лечения! – две недели, и от ттвоей гипертонии следа не останется.

Мы привыкли называть таких людей, как Лазо Монгуш, знахарями. Слово, не более уважаемое в нашем языке, чем шаман. Между тем, у этого знахаря настолько высокая репутация, что к нему регулярно присылают пациентов врачи поликлиник города Кызыла – обычно в тех случаях, когда возникают трудности с постановкой диагноза. Шаман справляется с этими трудностями по-своему: поджигает кончик можжевеловой ветки и приятно пахнущим дымом очищает пространство юрты, в котором находится пациент. После этого больной возвращается в клинику, и повторная попытка постановки диагноза обычно бывает успешной.

Не стоит пытаться объяснить этот эффект в привычных нам понятиях материализма. Если дух болезни для нас - пустой звук, пояснения шамана не будут поняты.

1 комментариевНаписать
  • Эвелина 10 мая 2013 12:15
    Как с вами связаться?
Написать свой комментарий

© 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru