«В Москве я не чужой!»
Для бурятского художника мир открылся через галереи столицы
Когда в детстве новый год длился чуть ли не полтора месяца, он воспринимал это как нечто само собой разумеющееся. А потом выяснилось - родители-художники не убирали новогодние украшения до Нового года по восточному календарю. Только добавляли фонарики, яркие краски.
Наступил год Дракона. И снова в доме - буйство красок, много гостей, угощения. Зорикто Доржиев, известный бурятский художник, с этим рос. И воспитывает в той же культуре своих детей. Но его картины открывают мир с другой, тёмной стороны.
Будто скачешь в закатном солнце по бескрайней степи, позади многоцветье буддийских храмов, впереди - туман, неясность, непознанное.
«…Порой, с головой погрузившись в очередную картину, я начинаю слышать музыку. Когда кисть совсем незаметным прикосновением оставляет едва видимый след на холсте, слышится звук свирели… Затем вступает морин-хур*... Чуть позже чанза*...» - так он говорит о своём мироощущении. Для Зорикто Доржиева звучит всё - его родные горы, улицы Москвы, галереи США. Из этой необыкновенной музыки рождаются его полотна.
- Я могу творить только в тишине и считаю, что мои картины тоже надо смотреть в тишине. Возможно, даже в неярко освещённом зале, чтобы нужно было вглядываться и чтобы мы со зрителем слышали одну музыку.
В случае с Зорикто музыка, скорее всего, будет национальной, но в ней можно расслышать и джаз, и классику. Ведь родился он в Улан-Удэ, учился в Красноярске, постоянная экспозиция у него в Москве, в ЦДХ, а выставляется он по всему миру. Вот недавно вернулся из многодневного турне - от Майами до Лондона. «Выставки современного искусства - тренд сегодняшнего дня. Москва в этом смысле город совсем не отсталый, здесь можно увидеть всё, но как-то разрозненно, в разных галереях и не всегда приспособленных местах. А в Майами, например, это делают с огромным размахом. Буквально весь мир собирается в гигантских залах. И тысячи людей, в том числе десятки голливудских звёзд, курсируют по выставке. Их показывают по телевизору, они говорят о своих пристрастиях. Да, возможно, это как-то попсово, но зато на искусство обращает внимание массовый зритель. Нет-нет да и завернёт на раскрученное, приспособленное культурное пространство какой-нибудь подросток из уличной шпаны, и мир для него перевернётся... У нас в галереи с улицы не попадёшь. Хотя идея бесплатного входа в музеи меня порадовала. Да и для художника попасть туда - большая удача: есть шанс, что тебя заметят. Почему бы такой же проект не осуществить здесь, в России?»
Зорикто родился в семье художников и рос среди красок и мольбертов. И вопрос выбора профессии вообще перед ним не стоял - рисовать и только рисовать. То же самое делала его сестра. А теперь делает его дочь. «Я был в отъезде всего три дня, и оказалось, что девочка повзрослела. Она уже умеет передавать свои эмоции. Вообще я считаю, что детям надо давать рисовать на чём угодно и когда угодно. Поверьте, испорченные обои - это лучшее, что в данный момент сделал ваш ребёнок. Хвалите его за это. На самом деле эта «мазня» говорит всем - мне есть что сказать, я чувствую, я творю!»
«Когда я в первый раз оказался в Москве, чувствовал себя неуютно, привык к простору, к дальней перспективе. А тут везде ограничители взора. Но потом оказалось, что я просто не туда смотрел! Теперь я здесь если и не свой, то совершенно точно не чужой. Отсюда уже можно и на Запад, и на Восток». Он и двинулся. Через кино...
Когда Сергей Бодров-старший задумал фильм «Монгол», он обратился к известному бурятскому скульптору Даши Намдакову, который разработал художественную концепцию фильма, включающую костюмы, графику, бытовые детали и прочее. Забегая немного вперёд, скажем, что Даши Намдаков заслуженно получил кинематографическую премию «Ника» «За лучшую работу художника» в этом фильме. Так вот в его мастерской некоторое время стажировался и Зорикто. Так случилось, что скульптор должен был срочно уехать и попросил молодого художника поработать над эскизами костюмов. Когда по возвращении Даши взял в руки десятки листов с рисунками, он был поражён и работоспособностью, и глубоким погружением Зорикто в тему. «Посмотри, да ведь это готовые эскизы! Надо только отобрать, понять, чего хочет режиссёр, и доработать», - сказал он продюсеру Константину Ханхалаеву, с которым тогда сотрудничал. Так в одночасье изменилась судьба самого Доржиева. Во-первых, он приобрёл бесценный опыт и прорвался в кино с репутацией специалиста по костюму, во-вторых, перед ним открылись новые возможности.
Появились другие предложения - консультировал художников фильма «Город Солнца». «Это картина Гарика Сукачёва о хиппи в России. В эту культуру встроены элементы восточной философии, буддизма. Я предложил им эскизы некоторых предметов интерьера». И наконец, сейчас Зорикто - полноценный участник кинопроцесса в новом фильме Алексея Федорченко (режиссёра известного фильма «Овсянки») под рабочим названием «Небесные жёны».
...Разговариваешь с Зорикто и чувствуешь множество противоречий. Он прекрасно ориентируется в мировом классическом искусстве, знает, любит и ценит его. Но он тут же акцентируется на их национальных особенностях, а затем восхищается совершенно неповторимым рисунком Модильяни: «Я обошёл десятки залов в Майами и запомнил только крошечный рисунок этого художника. До сих пор мурашки по коже от линий его рисунка». А потом понимаешь, что эти противоречия и делают художника тем человеком, произведения которого приобретают частные коллекционеры, они висят в галереях и выставочных залах.
«Сейчас мы готовим рывок на Восток, - говорит о творческих планах Константин Ханхалаев, который занимается продвижением художника, - но, как ни странно, это тяжелее, чем поход на Запад. В Европе, в США есть понимание важности современного взгляда на всё, а Китай гораздо консервативнее. Им попробуй это ещё докажи!»
Вот Зорикто и доказывает - себе и миру. «Я живу в ладу с собой и всегда помню мудрую фразу Сальвадора Дали: «Художник, не бойся совершенства, тебе его никогда не достичь...»
Женщины, их фантазии и подсознание - бездонный мир вдохновения художника |
Интересные факты:
Зорикто Доржиев родился в 1976 г. в г. Улан-Удэ. В 1996 г. окончил Бурятское республиканское училище культуры и искусств, а в 2002 г. - с отличием Красноярский государственный художественный институт. В период с 2003 по 2005 г. стажировался в творческих мастерских Российской академии художеств в Красноярскe. Участник многих российских и международных выставок, его работы есть в частных коллекциях в США и Европе.
* Национальные бурятские музыкальные инструменты.
- 12 ноября 2024 17:25
- 29 октября 2024 20:20
- 08 октября 2024 21:25
-
Задача писателя — помочь сохранить славянское братство и единство
03 сентября 2024 22:02