Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души21 голос15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Персона23 сентября 2014 21:07Автор: Дмитрий Писаренко

«Театр вышел из Церкви»

Фото: kino-teatr.ru
Жанна Романенко

Актриса Жанна Романенко - о популярности и ангеле-хранителе.

Она одна из тех, кто сформировал театральное лицо Самары. Настоящая знаменитость в этом волжском городе. В месяц играет до 20 спектаклей, а ещё - гастроли, бенефисы, творческие вечера... В один из приездов в Москву народная артистка, прима Самар­ского академического театра драмы Жанна Романенко дала интервью «СтоЛИЧНОСТИ».

СтоЛИЧНОСТЬ: Жанна Анатольевна, Россия славится своей театральной школой, но артистам сцены не сравниться по популярности с артистами кино. Парадокс?

Жанна Романенко: Вовсе нет. Охват аудитории несравним, это очевидно. Какой бы театральной ни была страна, в кинозалы всё равно придёт больше людей, чем в театры. Можно грустить по этому поводу или радоваться, но так во всём мире.

С другой стороны, если уж драматический актёр состоялся на сцене, добился признания, то в театральной зрительской среде он может стать звездой не менее яркой, чем киноактёр. У меня, например, есть свой «фан-клуб» - сообщество по­клонников, причём не только из Самары, но и из других городов. Разумеется, я не организовывала его сама: так совпало, что эти люди появились в моей жизни после смерти мужа, актёра и режиссёра Олега Бычкова.

Я уверена, их мне послал мой ангел-хранитель, поскольку тогда я долго не могла прийти в себя, потеряла интерес и к профессии, и к жизни. И вдруг незнакомые мне люди стали поддерживать меня морально, писать письма. Это очень помогло.

- Обычно популярность оборачивается и негативными проявлениями...

- Меня Бог в этом отношении миловал. Театральный зритель вообще добрый. Да, в Самаре я не могу просто так на улицу выйти: останавливают, засыпают вопросами, просят автограф. Бывает, угощают пирожком (смеётся). Но иногда идёшь, и настроение такое плохое, по внуку скучаешь. И вдруг кто-то тебе говорит: «Ой, Жанна, знаете, мы вас так любим». И настроение сразу улучшается. Вообще, я кайфую, когда в Москву приезжаю: на улице никто не узнаёт.

- Вы в Москве на гастролях бываете?

- Когда-то именно на столичных гастролях мне дали звание заслуженной. В 29 лет. И какое-то время я была самой молодой заслуженной артисткой Советского Союза. Но теперь в Москве бываю в основном по личным делам: здесь живёт сын со своей семьёй, с моим внуком Серёжей. Как только выдаются свободные дни, стараюсь приехать к ним. Хотела бы перебраться в Москву насовсем? Не буду кокетничать - хотела бы. Во-первых, была бы рядом с семьёй. Во-вторых, в столице для актёра большой выбор. Много ролей ещё хочу сыграть...

Знаете, я ведь быть актрисой вовсе не мечтала. Мечтала быть геологом, бродить по горам. Потом ещё врачом, потом - спортсменкой. Но стала актрисой... У нас у всех в семье непростой жизненный путь...

Вот взять, к примеру, бабушку моего первого мужа Надежду Кононову. Она закончила курсы у Станиславского, и её распределили в Абакан. Мы считали, что её сослали туда, но она возмущалась: «Вы что, меня никогда не рэпрэссировали!» Она говорила «э» вместо «е». Была родом из дворянской семьи, рассказывала, как ехала на велосипеде по Летнему саду и чуть не наехала на наследника. Или как они с князем Вяземским играли в «хоккэй». Мы спрашивали: «Ну какой хоккей в начале ХХ века?» А она: «Как это какой? Травяной!» Так вот, после революции все её родственники уехали в Швейцарию, а она осталась. Ей была интересна революция. Её муж был актёр и при этом революционер. Ходил в театр с маузером. И когда она оказалась в Абакане, стала там родоначальницей театра. Это мы узнали гораздо позже, когда на нас вышли люди, писавшие книгу по истории театра в Хакасии...

- В вашей биографии есть упоминание о работе в Крыму. Можно подробности?

- В 1987 году моему мужу Олегу из-за разногласий с главным режиссёром Самарского драмтеатра пришлось уехать в Симферополь, и я отправилась за ним. В местном театре переиграла кучу ролей. Но, скажу честно, театр (во всяком случае, в те годы) был жутко провинциальным. Ну а потом распался СССР... Мы тогда поставили три телевизора в ряд и смотрели, что происходит в Крыму, в Киеве и в Москве. Сравнивали картинки. Крым хотел присоединиться к России, была такая возможность, подписи собирали. И вдруг нам сказали: всё, остаётесь в составе Украины. Я поняла, что надо возвращаться. Были дурные предчувствия, было понятно, что русский язык станут зажимать. И в 1994-м я вернулась. Гражданство, правда, было украинским, пришлось его возвращать, что оказалось непросто: родилась-то я в Одессе.

В Крыму впервые я зашла в церковь. Проходила мимо, смотрю - открыто. Дай, думаю, зайду. Тогда и поняла: это не просто место, где свечки горят. Здесь впрямь Кто-то присут­ствует. Сейчас у меня два духовника: один - в Самаре, другой - в Москве. Оба совершенно удивительные, счастье, что такие батюшки в нашей Церкви есть. В Москве я прихожу в храм, как в дом родной. Это храм Мартина Исповедника на Таганке. Когда в первый раз попала туда на службу, поразилась: по её окончании все отправились в кафе пить чай. Прихожане, которые только что стояли на литургии. Это надо же, подумала я, впервые такое вижу, что люди после службы не расходятся по домам, а продолжают общаться. Вот это действительно община! Захотелось туда приходить почаще.

- Церковь, насколько я знаю, осуждает актёрское ремесло. Не испытываете ли вы внутреннего дискомфорта в связи с этим? И вообще, что делать актёрам, которые ищут свой путь к Богу? Оставлять профессию?

- Церковь осуждает не столько актёрство, сколько скоморошество. То есть скорее эстраду, чем театр. Сейчас, наоборот, высказывается мнение, что театр вышел из церкви. В прежние века некоторые церковные обряды содержали в себе инсценировки, которые символизировали то или иное библейское событие. Например, вход Господень в Иерусалим. Обряд назывался «шествие на осляти», его проводили в Вербное воскресенье.

Мне почему-то на большие церковные праздники (Пасху, Рождество) выпадает играть спектакли. В этом году на Пасху играла сразу два. И я вот размышляю: может, Бог мне намекает, что пора завязать с этой профессией? У меня есть звание народной артистки, в энциклопедию меня вписали, ну а дальше что? Не в этом же счастье! Его-то и нет. Наоборот, на вершине ещё тяжелее, потому что многие хотят столкнуть тебя. Мало христиан в театре, тяжело там верующему человеку.

Что посоветовать актёрам? Я разделяю точку зрения Екатерины Васильевой и Инны Чуриковой. Они обе верующие и считают, что всё зависит от самого человека. От того, чем он живёт и чем наполнен, что он несёт в зал - добро или зло. Играя злодея, можно разжигать в людях нехорошее, а можно пытаться предостеречь их. Можно упиваться пакостями, а можно так пронзительно их подавать, что зрители в зале будут ужасаться и сомневаться, а стоит ли по­вторять такие «подвиги», надо ли подражать этому персонажу. Не делать из подлеца кумира - вот что важно для актёра.

Интересные факты
Жанна Романенко родилась в Одессе. Закончила Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Первый раз вышла замуж в 18 лет, скрыв этот факт от родителей. Уехала в Самару (тогда Куйбышев) вслед за мужем. Работает в Самарском академическом театре драмы им. М. Горького с 1968 по 1987 г. и с 1994 г. по настоящее время. Играет в спектаклях «Пули над Бродвеем», «Восемь любящих женщин», «Лес», «Примадонны», «Шесть блюд из одной курицы», «С тобой и без тебя» и др. 

нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru