Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России37 голосов23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития10 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души23 голоса14%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках25 голосов16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения65 голосов41%
Предыдущие опросы

Персона09 декабря 2025 21:05Автор: Виолетта Бурлакова

Богатыри и мы

Фото: личный архив
В руках у Владимира Скунцева колёсная лира, которую он сделал своими руками. Это средневековый струнный инструмент с колесом-смычком внутри, который вращается рукояткой. Возникла из громоздкого органиструма (X–XII века). С XIII века, став портативной, распространилась среди менестрелей. В России с XVII века на ней играли бродячие музыканты. У донских казаков была распространена разновидность колёсной лиры — рылей. Этот инструмент бытовал до первой трети XX века. Из-за гудящего звучания его ещё называли гудком, а исполнителя — гудошником.

Как былины изменили жизнь казака-сказителя Владимира Скунцева.

Его голос звучал в легендарных фильмах о войне, на сцене французского театра и на реке Дон. И всё это, кажущееся несовместимым, о казаке-сказителе, кто живёт и дышит историческими песнями. Он влюбляет слушателей в былины, заставляет подпевать баллады и чарует исполнением колядок. О своей жизни, о любви к необычной музыке и сохранении исторических инструментов ­«СтоЛИЧНОСТИ» рассказал артист-самородок Владимир Скунцев.

В интернациональном круге

Владимир родился в тогда ещё Сталинграде в 1954 году в семье рабочих. Его отец, Николай Фёдорович Скунцев, служивший на Дальнем Востоке, был человеком творческим – играл на баяне, гитаре, балалайке и гармошке. Мама работала бухгалтером на сталепроволочном канатном заводе и хорошо пела. Поэтому и сын получился человеком искусства.

Ещё в школьные годы родные заметили у ребёнка тягу к музыке, поэтому отдали его в музыкальную школу. Затем юнец поступил в училище, а следом, по совету педагога, сначала в Ленинградский, а потом в Московский институт культуры. Скунцев выбрал не очень популярное тогда среди молодёжи направление – народные песни. И это неудивительно. Ведь рос юный талант среди волжских, донских, кубанских казаков, украинцев, молдаван и евреев. В общем, в интернациональном круге.

«Первая моя экспедиция была в Псковскую и Новгородскую области, где мы с магнитофонами пошли записывать свадебные, исторические песни, бытовую лирику и многое другое. Меня это так вдохновило, что позже я приехал к себе на Дон и начал изучать былинный эпос. У меня открылся голос, я стал мыслить совсем по-другому, как именно петь, как играть эти песни. Так я решил создать ансамбль «Казачий круг» в Москве», – вспоминает Владимир.

«По-жизненному»

Больше всего артисту по душе былины – русские народные эпические песни о богатырях. В числе любимых – пения о князе Владимире, Илье Муромце, Добрыне  и Маринке. «Они мудрые и погружают в ту эпоху. Сам склад былинных песен, информация, которая поступает оттуда, даёт особый настрой и заставляет думать, а главное, чувствовать всё иначе. Особенно когда поёшь их в кругу своей семьи, друзей, переносишь себя в совершенно другую эпоху», – отмечает Скунцев.

В конце 1980-х популярность артиста росла с бешеной скоростью. Он сохранял уникальные старинные песни, учился играть и реставрировать колёсные лиры, пел баллады и помогал создавать фильмы. Например, его голос звучит в картинах «Очи чёрные», «Тихий Дон», «Очарованный странник» и «Поддубный». «Я с ансамблем не только записывал песни для озвучки, но и сам снимался в сценах. Для некоторых фильмов был консультантом. Учил актрис играть, танцевать. Не торопясь, по-жизненному, как в быту это происходило», – продолжает сказитель.

В «послужном списке» Владимира есть и гастроли во Францию. Казачьи пения были на слуху и там. В 1993 году он с ансамблем выступал в камерном театре Де Фет. «Мы выступали в горной Франции для местных. Помню, руководителем театра был господин Оливье. Для нас была заправлена лошадями небольшая кибитка, которая везла реквизит между посёлками. Сколько она слышала песен, романсов, мелодий гармошки – не передать словами. В нашем репертуаре было больше 300 песен», – говорит Владимир.

Через годы география гастролей расширилась. И казачьи песни стали слушать в Испании, Бразилии, Великобритании и многих других странах. Но сейчас, когда Владимиру за 70, зарубежные поездки для него прекратились. Теперь артист обучает казачьим традициям детей, даёт мастер-классы, сам создаёт народные инструменты из подручных средств и помогает мужским составам своего ансамбля.

Жена Владимира Марина тоже из творческой среды. Она, как и он, закончила Московский институт культуры. Всю жизнь занимается костюмами, реквизитом и праздниками. У пары двое сыновей – Николай и Фёдор. Оба профессионально занимаются музыкой. Всей семьёй ещё в 1990-е Скунцевы записали диск с казачьими песнями.

А ещё

Кстати, аналоги русских былин, которыми так увлечён Владимир Скунцев, есть и у других народов. У якутов это эпос Олонхо, на Кавказе – Нартский, у калмыков – «Джангар», у бурят – «Гэсэр». Везде воспеваются подвиги богатырей-защитников. Особняком стоит татарский и ненецкий фольклор – сказки про сражения, волшебных персонажей, предания о жизни и природе, легенды о животных-помощниках.

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2025 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru