Реставрация жизни
Народный художник России
В частном особняке в центре Грозного есть уникальная галерея, аналога которой нет нигде в мире. И экспонаты здесь особенные, очень необычные. Народный художник России Илес Татаев творит не кистью и не шпателем, а долотом и киянкой. Потому что его шедевры, без преувеличения, создаются из капа – твердых наростов на стволах деревьев.
Как профессиональный кинорежиссер Татаев, успевший снять дюжину превосходных картин, увлекся монументальной скульптурой, он и сам не скажет. Тем более, из такого необычного материала, как капа, которая встречается изредка на стволах деревьев. Эти наросты часто неправильной формы, различной плотности и рисунка. Может в этом - секрет перевоплощения мастера. Вся жизнь его состоит из неровностей, нелегких условий и драматических сюжетов.
Илес Татаев был гоним с самого рождения. В шестилетнем возрасте Сталин выгнал его из отчего дома в Старых Атагах и отправил в феврале 1944-го в далекие казахские степи вместе с родителями. Хрущев вернул в 1957-м. Потом закончил университет, высшие режиссерские курсы, работал на Северо-Кавказской студии кинофильмов. Выпустил более десяти музыкально-фольклорных, художественных и документальных картин, отмеченных многими наградами и симпатиями зрителей.
При Борисе Ельцине пришлось уже в третий раз покинуть место жительства. В Чечне начались военные действия. Правда, режиссер до этого успел поссориться с окружением генерала Дудаева. Однажды к нему пришли угрюмые бородатые люди и предложили снять про себя фильм. Он отказался. Тогда они сожгли его дом в поселке имени Калинина, который Илес строил по собственной оригинальной конструкции. Сгорело все имущество, киноаппаратура, коллекция картин, кино и фотоархив...
В этот раз он нашел кров у своих друзей в Карачаево – Черкессии, вблизи Домбая. Именно здесь, оставшись без любимой работы, без своих близких, без дома и без родины, впервые почувствовал внутреннюю усталость и опустошение. Ему уже было под пятьдесят и груз прожитых лет давил на плечи, как никогда прежде. Илес страдал, терзался, не зная, что же ему делать, чем заняться? Не говоря уже о таких банальных вещах - как прокормить свою семью?
Благо друзья и новые соседи поддерживали, помогали во всем. Но нельзя испытывать их терпение до бесконечности. Тем более, он привык всю жизнь трудиться. Поэтому часто уходил в горы и подолгу бродил по нетронутым диким местам, пытаясь унять внутренне беспокойство и смятение. И здесь, в этих заоблачных вершинах, неожиданно пришло к нему вдохновение.
Однажды Илес заметил на стволе чинары странной формы нарост. Раньше не обращал внимания, а тут срезал его и стал дома мастерить что-то ножичком. Поначалу даже не знал, что именно? В результате вырезал деревянный ковш оригинальной формы. Потом еще один. Из крупных кап получались более интересные вещи – ваза для фруктов, старинная посуда, распустившийся цветок.
Теперь он целенаправленно искал наросты, красивые по своей форме и текстуре, коих в здешних лесах в бесчисленном множестве. Этот удивительный горный ландшафт, необычная атмосфера возвышенности и пространства вызывали различные мотивы в душе, которые он отображал в своих поделках. Постепенно стали появляться серьезные и монументальные композиции, которые были признаны впоследствии настоящими шедеврами.
Однажды выставку маэстро в Третьяковской галерее посетил Евгений Велихов. Неожиданный визит знаменитого академика Илес называет поворотным в своей жизни. Евгений Павлович, потрясенный увиденным, пришел еще раз, потом вернулся со знакомыми и друзьями. Затем сумел каким-то образом затащить на галерею одного из высокопоставленных столичных чиновников. После просмотра тот поинтересовался, откуда художник родом, где живет в настоящее время?
Когда Велихов рассказал, что Татаев из-за войны остался без кола и двора, чиновник сразу же распорядился, чтобы ему выделили отдельную квартиру в Москве и помещение под мастерскую, в которой он мог бы спокойно «ваять».
Академик на этом не успокоился. Пригласил Илеса Татаева на свою телепередачу на канале Культура. И так страна узнала мастера необычной судьбы, создающего настоящие шедевры из натурального материала, который ищет и находит в горах Кавказа. Бугристый, шершавый и несколько грубоватый, на первый взгляд, но прочный, стойкий и надежный, как и обитатели этих диких ущелий.
Как-то на вернисаж пришел Сергей Шойгу. Остановился возле композиции с необычным названием - «Пламя любви». Спросил, продается ли эта работа и если да, то сколько стоит?
Супруга Татаева, Макка, рассказывает:
– Мы тогда очень нуждались в деньгах и я с трудом уговорила мужа продать скульптуру, хотя очень трудно было расстаться с ней. «Пламя любви» в какой-то степени символична для нашей семьи. Но реализация ее могла бы решить многие проблемы. Ведь нас уже звали на выставку во Францию, в Италию, Испанию. Не хватало средств, чтобы вывезти коллекцию. И тут такая удача. – Когда покупатели приехали, она сразу поняла, что из этой затеи ничего не выйдет. Супруг был взлохмаченным и растерянным, словно ребенок, у которого хотят отобрать любимую игрушку.
– Макка, я ее не продам, – заявил Илес. – Не продам ни за что! – Наверное, действительно не стоило. Скульптура значила для них обоих слишком много. Гораздо больше, чем те деньги, которые они могли выручить.
– Искусство, это как чувство любви, которое никогда не покидает вас! – говорит маэстро о своем увлечении, ставшем теперь уже главным делом жизни.
В прошлом году Илесу Татаеву присвоили почетное звание Народного художника России. Из Чечни пришли добрые вести. Правительством республики было принято решение восстановить его резиденцию в Грозном. Скульптор отвез часть экспозиций в только что отреставрированный дом в поселке и Калинина и разместил в огромном цокольном помещении.
На открытие галереи приехал Рамзан Кадыров чуть ли не со всеми министрами. Спросил уважительно, по чеченским обычаям.
– Илес, нужно ли чем-нибудь еще помочь? Говори, не стесняйся!- Татаев ответил в свойственной ему манере:
– Спасибо Рамзан! Достаточно того, что вы сделали для меня! Но я был бы благодарен, если бы ты помог мне еще раз… жениться!
Все дружно посмеялись шутке. Все-таки жениху уже за семьдесят. Но супруга юмор не оценила.
– А вдруг бы Рамзан понял буквально? – оправдывается Макка. – И нашел бы невесту! Сейчас их много. А за такого парня любая пойдет! – Макка Татаева, миловидная женщина средних лет, стала для Илеса не только супругой, но и помощником, верным другом, деля с ним все трудности и невзгоды. Хотя характер у мужа - не сахар. Не всякая выдержит такую энергию и напор. Макка не только вынесла, но и помогала в его нелегких исканиях и в творчестве, и в жизни. Без нее, считает Илес, вряд ли он смог бы снова подняться.
Илес Татаев с женой Маккой |
Двери дома-музея Татаевых открыты в любое время дня. Сюда приходят не только отдельные граждане, но и целые группы, особенно школьники. Илес с удовольствием проводит для них экскурсию, увлеченно рассказывая о каждой своей работе, историю ее появления.
Сегодня в Чечне бум реставрации мирной жизни - строительство жилья, дорог, социальных и производственных объектов. Но очагов духовного возрождения не так уж много. Так что, «деревянная» галерея Илеса Татаева, как нельзя, пришлась кстати.
- 03 декабря 2024 19:05
-
«Основа творчества – в народе»
12 ноября 2024 19:49 -
Физик знает, как успеть за миром
12 ноября 2024 19:22 -
Особенности гагаузского архетипа
12 ноября 2024 17:29