Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души20 голосов14%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Образование24 февраля 2016 15:05Автор: Алина Клименко

Страна умниц и умников

Фото: кадр из передачи
Интеллектуальная телепередача для подростков существует уже 23 года

Свобода - это тяжёлое испытание и ответственность.

«Унас парадоксальная и удивительная страна, в которой живут замечательные, сострадающие и очень умные люди», - считает Юрий Вяземский, писатель, профессор, автор и ведущий интеллектуальной телевизионной олимпиады для старшекласс­ников «Умницы и умники». Он один из тех, кто не боится обсуждать с детьми самые сложные проблемы: почему Россия так трудно живёт, что есть любовь к Родине, счастье и свобода - это одно и то же? Об этом говорят в каждой семье и в каждой школе. Поговорим и мы...

О патриотизме

- Я глубоко убеждён, что всякое воспитание, прививание любых чувств и навыков, начинается и заканчивается семьёй. Ведь что такое патриотизм?

В первую очередь это любовь. Любовь к маме, к своему дому, к своей улице, к друзьям, которые на этой улице живут, к своему городу... И только потом уже любовь к своему Отечеству. Но одной любви недостаточно. Помимо положительных должны быть и отрицательные чувства. Ведь, если наша семья совершает что-то плохое, нам должно быть за неё стыдно. Так и с Родиной. Ни в коем случае нельзя забывать неприглядные страницы нашей истории, к примеру, массовые репрессии и расстрелы. Если о таких вещах забываешь, теряешь часть своего патриотизма.

Мне очень нравятся строчки у Пушкина: «Отечество почти я ненавидел - /Но я вчера Голицыну увидел/ И примирён с отечест­вом моим». Вот это сочетание любви и ненависти и присуще как раз русскому народу. Ну и третья составляющая - самая важная. Это чувство сострадания. Когда маме больно, семье больно, Родине больно - тебе тоже должно быть больно. К примеру, сейчас Россия переживает очень непростые времена. И я знаю некоторых умных людей, которых уважаю, но они почему-то, к моему глубочайшему сожалению, в этот трудный для страны период вдруг начинают всё мазать чёрной краской. И так мне хочется им сказать: что же ты ругаешь страну? Ей и без того несладко. Ты ей помоги!

«Я и немец, и русский»

В моих венах помимо русской течёт также польская, эстонская, литовская, шведская, немецкая кровь. Поэтому мне особенно больно наблюдать, как перевирается мировая история, как попираются вещи, которые были святыми для десятков поколений.

Я всегда был уверен, что в Советском Союзе существовала самая жёст­кая, лживая и неправильная пропаганда. Но, когда год н­азад я оказался в Норвегии и включил телевизор, был просто потрясён. В новостях как раз обсуждались обстоятельства крушения самолёта авиакомпании Malaysia Airlines над Донецком, в котором обвиняли Россию, якобы сбившую «Боинг». И то, что я увидел на каналах BBC и CNN, напомнило мне Германию времён Великой Отечественной войны. Это было на том же уровне! Я очень огорчился, потому что всегда любил Европу и до сих пор люблю.

Также я всегда поддерживал предложение ввести в нашей стране единый учебник ­истории. Когда ребёнку взрослые, которым он доверяет, рассказывают сначала одни вещи, а потом диаметрально противоположные, он теряется. Я сам наблюдал эффект такого преподавания на конкретном примере.

Представьте себе: большое село, в котором работают две школы. В одной детей учат, что Сталин - великий национальный герой, а в другой - что он людоед, фашист и друг Гитлера. Однажды я видел, как ребята пытались обменяться мнениями по поводу данного персонажа, - и началась драка. В этом нет ничего крамольного - парни в таком возрасте должны выяснять отношения. Но пусть они лучше дерутся из-за девочек, чем из-за Сталина.

Я уверен: у нас, как и у всякого большого, талантливого и заявившего о себе народа, своя дорога. У всех народов она уникальная. У России путь большой и сложный. А вот возьмите наших соседей из Эстонии. Помню, как меня с жаром убеждал один эсто­нец: «У нас тоже есть свой Достоев­ский!» Нет у них Достоевского. И Толстого у них нет. Может быть, когда-нибудь появятся.

Люди, которых можно по­ставить в один ряд с Толстым и Достоевским, есть в Германии - это Гёте, в Англии - Шекспир, в Италии - Данте, в Испании - Сервантес... Вообще, по моей классификации, наша страна родила 2,5 мировых титана. Это Толстой, Достоевский и пол-Чехова - я беру именно его пьесы. Весь европейский театр вырос из Чехова! Вот это и есть наш путь! Сформулировать национальную идею для нашего народа очень сложно. Мы парадоксальная страна. Самая богатая страна в мире, которая всегда живёт плохо. А давайте представим, что станем жить хорошо. Россия ли это будет? Порой мне кажется, что наша национальная идея - «чтобы жизнь мёдом не казалась». Чем больше сложностей выпадает на нашу долю, тем злее в хорошем смысле мы становимся. На Западе этого не понимают, вводят против России санкции, например. Они не знают, что тем самым, напротив, заставляют нас проявить характер и ощутить бессмертность. И чем больнее на данный момент мы живём, тем бессмертнее себя ощущаем.

Свобода или счастье?

Новому поколению ребят очень повезло: у них есть то главное, чего не было у нас, - свобода. С другой стороны, им намного сложнее. За всё приходится платить. Это как с лошадью. Когда она в шорах, она ничего не видит, но ничто её и не пугает. Она почти счастливая кобылка. Когда же ты шоры снимаешь, животное начинает замечать то, что видеть бывает страшно, шарахаться, дёргаться и закусывать удила. Счастье - это одно, свобода - это другое. Свобода - всегда тяжёлое испытание и очень большая ответ­ственность.

Но России она, по-моему, совершенно необходима. Это в нашем национальном характере, потому что мы открыты и сострадательны. А наши молодые люди должны быть свободными, а значит, умными, чуткими, пере­живающими, а не счастливыми и зашоренными, как та самая лошадь.

Ну а то, что у нас особая молодёжь, можно понять хотя бы по тому, что моя программа «Умницы и умники» успешно сущест­вует на отечественном телевидении вот уже 23 года. Помню, несколько лет назад мы с моим другом, профессором Северо-Западного университета США, обсуждали возможность запуска подобной программы на телевидении Америки. И он мне сказал: «Юра! В Штатах это невозможно! Твоя передача не будет иметь у­спеха, потому что ни один американец, когда смотрит на экран, не может думать, что он полный дурак. А когда видишь «Умниц и умников», порой ощущаешь себя полным идиотом».

Интересные факты
Юрий Вяземский - историк, писатель, философ, родился в 1951 г. Ведущий популярной передачи «Умницы и умники», которая неодно­кратно становилась обла­дателем телепремии «ТЭФИ». 

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru