Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души21 голос15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

События23 ноября 2021 20:56Автор: Татьяна Уланова

СМИротворческие силы

Фото: nazaccent.ru
В зрительском голосовании победил снимок «Миша казачок» (Нина Скарницкая)

Какова роль журналистики в межнациональном вопросе.

Утром 29 ноября в Москве пройдёт Медиафорум этнических и региональных СМИ, а вечером того же дня состоится вручение премии «СМИротворец».

Об этих мероприятиях и журналистике с национальным акцентом «СтоЛИЧНОСТИ» рассказала президент Гильдии межэтнической журналистики, член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Маргарита Лянге.

– Медиафорум этнических и региональных СМИ, который наша гильдия проводит уже в пятый раз, – площадка уникальная. Ведь собираются не только журналисты, но и представители НКО, гражданского общества, органов власти. Многие вопросы, которые поднимаются, позже воплощаются в проекты. В этом смысле форум прикладной: выявили проблему – обговорили – наметили, как устранить. Так уж сложилось: Москва первой сталкивается с трудностями и первой же находит рецепты их преодоления. Мигрантов в столице больше, чем в других регионах, значит, и проблемы на виду. Встретившись на медиа­форуме через год, мы сначала проверяем, что удалось сделать. В этот раз будет разговор о миграции, а также об этнобрендировании регионов: как этническая культура народов может стать привлекательной.

– Расскажите, как появился конкурс «СМИротворец» на лучшее освещение вопросов межнациональных отношений.

– Поначалу над моим предложением смеялись: что за дурацкое название, кому это нужно. Но в 2008-м социологи зафиксировали ухудшение межнациональных отношений, и о идее вспомнили: а давайте попробуем! В этом году эксперты оценили 14 тыс. конкурс­ных работ, присланных из 1350 СМИ и блогов. 29 ноября узнаем имена победителей.

Главное – любовь, а не национальность

– Почему вы стали заниматься межнациональным вопросом?

– Я родилась в Северном Казахстане. Мама – русская, папа – немец, оказавшийся там даже не в результате депортации, а раньше. Он из волынских немцев, которых в 1939-м при «зачистке» границы между СССР и Польшей отправили в Среднюю Азию. Оттуда поляков и немцев всех выслали. Родители были журналистами, папа работал в немецкой газете. А я с детства видела, какие разные блюда готовят мои бабушки – русская и немка. У одной были румяные пирожки с морковкой и капустой. У другой – прянички. Русская бабушка тоже была из тех, кого раскулачили и отправили из Сибири в Среднюю Азию.

От одного родителя – упорство в достижении целей, от другого – масштаб их постановки. И ведь так у многих в России.

Помните, в постсоветскую эпоху к нам вернулся предрассудок, когда родные снова стали следить: за «своего» ли девушка выходит, на «своей» ли женится парень? А мне ещё в детстве рассказали историю предков. Прабабушка была из сибирских татар, которые не сильно перемешивались с русскими. Но случилась большая любовь: татарка и русский воспылали чувствами друг к другу. Родственники были против, а те всё равно поженились. И их дети считались самыми красивыми в деревне: небольшие скулы, голубые и серые глаза, кудри… И я запомнила навсегда: главное – любовь, а не то, какой ты национальности.

Вот такая у меня семья. Возможно, поэтому я всегда интересовалась этносом. И диплом на журфаке МГУ писала о традиционной русской культуре в СМИ. Казалось, тема недооценена, мы мало знаем о ней и потому чего-то опасаемся. Но был излёт СССР. Мне тогда предложили работу в «Комсомолке». Я спросила: «А можно иногда делать материалы о культуре народов СССР?» И услышала: «Это неинтересно». Тогда я отказалась от заманчивого предложения.

Приз оргкомитета за аутентичный костюм получила работа «Во дворе» (Мария Антонова). Фото: nazaccent.ru

– Отказались, но тему не бросили.

– Да, не смогла. Неожиданно в журнале прокуратуры СССР «Социалистическая законность» мне удалось напечатать пару статей на этническую тему. А потом я попала в только что созданное «Радио России». Там-то и появились циклы программ о национальном вопросе, ток-шоу «Национальный акцент»… За годы работы я собрала все журналистские премии в стране. В «АиФ» однажды даже в заголовок вынесли мою цитату, что я мечтаю о конкурентах. Так что растила их сама.

Сначала был клуб по интересам – мы собирались с коллегами, обсуждали межэтнические отношения. Ситуация усугублялась, а тема освещалась в СМИ всё хуже. И в 2012 г. мы наконец зарегистрировали гильдию межэтнической журналистики.

Информационный спецназ

– Кто входит в гильдию?

– Это в хорошем смысле одинокие сумасшедшие по всей стране. Они чувствуют, что надо что-то делать, и с головой бросаются, чтобы попытаться исправить ситуацию. ­Межнациональная тема мало того что очень непростая, так ещё и не монетизируется никак. Поэтому попадают в неё только очень хорошие люди, кто видит, что надо помогать стране. Часто они трудятся в сложных экономических и политических условиях, но, даже меняя место работы, продолжают тянуть тему. Такой информационный спецназ. 

Гильдия – организация общественная. Её отделения есть в 49 регионах нашей страны. И де-факто мы давно общероссийская организация.

– С чего начиналась работа?

– Одной из первых акций гильдии стала организация этнографических экспедиций. Мы, например, были в Дагестане, смотрели, как там живут. И потом в своих СМИ об этом рассказывали. У нас ведь разное думают о Дагестане… А мы приехали в спокойную, за исключением небольших районов, республику, где живут прекрасно образованные люди, хорошо говорящие на русском. Интересные. Интеллигентные. Там ведь серьёзная конкуренция – 36 народностей, поэтому интеллектуально Дагестан очень силён. 

Когда журналисты описали увиденное в своих изданиях, охват читателей составил 60 млн человек. Одно беспокоило – занимались темой в основном журналисты, кому 40+. Поэтому семь лет назад мы открыли Школу межэтнической журналистики. Ребята выходят от нас с правильным отношением к теме и потом ретранслируют его. А в 17 университетах страны появились спецкурсы, где преподают межэтническую журналистику.

Жюри 1-е место отдало фотографии «Прогулка с друзьями» (Нечей Сэротэтто). Фото: nazaccent.ru

«Незаконная миграция»

– Что главное в освещении этой темы?

– Важно отделять мух от котлет. У нас любят переводить стрелки: мигранты такие, сякие. Как будто они с Марса к нам прилетели. Или говорят: «Незаконная миграция». Так и представляешь себе: ночь, луна, и через границу, пока часовой с собакой отвернулся, переползают мигранты. Но ведь люди въезжают официально, просто целью приезда ставят туризм, а потом незаконно остаются и ищут работу. 

– У гильдии есть проект «Москва – территория взаимопонимания». В чём его особенности?

– О мигрантах часто говорят как о бессловесной массе. Хотя это тысячи людей, часто неплохо образованных. Ещё недавно мы были гражданами единой страны, учились по одним учебникам… 

Мы решили со­брать недавних мигрантов – журналистов, блогеров, которые стали гражданами РФ и работают в медиа­пространстве, чтобы они стали мостиком между якобы бессловесной мигрантской массой и москвичами. 

И знаете, что мы увидели? Большинство не хочет заниматься этой темой. Они хотят забыть этот период своей жизни. Из 30 найденных нами человек только 12 были готовы помогать землякам.

Мигранты многого не знают. Вроде бы живут среди нас, но подчас – как на острове. Со своими страхами, представлениями о жизни. И даже своими каналами коммуникации. Поэтому, когда мы проводим кампании в наших СМИ на тему межнациональных отношений, до мигрантов они не доходят – у них параллельная информ­структура, группы в соцсетях. Задачей проекта было выявить их, вытаскивать мигрантов из этой зоны и потихоньку помещать в наше информационное поле. Что-то удалось уже сделать. Мы выпустили ряд публикаций о другой стороне миграции.

Москва – это разные культуры, традиции, она безумно интересна, в том числе с точки зрения туризма. А в регионах наработаны интересные практики в сфере межнациональных отношений. Так что продолжаем работать.

нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru