Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души21 голос15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

События27 августа 2019 18:59Автор: Светлана Щербакова

Секретный ингредиент

Фото: автор
В монисто участницы ансамбля «Инвожо» Веры Потаниной, д­оставшемся ей от бабушки, есть монеты XVII в.

В парке «Красная пресня» отметили удмуртский гербер.

Гастрономический тур в Удмуртию – приз и правда невероятный, ведь республике есть чем попотчевать гостей. Тончайшие лепёшки табани с припёком, пельмени, которые удмурты считают своим национальным блюдом, и, конечно же, знаменитые пере­печи. К слову, название «перепечи» произошло из слияния двух удмуртских слов – «старый» и «я». Почему, отчего, сейчас уже никто и не знает.

«Наши перепечи – это очень вкусно. С сыром и грибами, с мясом, с картошкой, с вареньем... Мм... В Удмуртии уходят на ура, – сотрудница национального культурного центра «Быгы» из деревни Старые Быги А­нна С­авельева раскатывает на небольшом столике, присыпанном мукой, кругляши из теста, ловко защипывает края и отдаёт товарке наполнить «тарелочки» (по науке они называются сочни) начинкой и отправить в печь. Работа кипит. За горячими перепечами выстроилась очередь. Анна и её коллеги на удмуртском фестивале в Москве уже в третий раз. И в первый в качест­ве поваров. До этого в составе творческого коллектива приезжали в Моск­ву с концертной программой. А на Гербере-2019 центр «Быгы», что называется, расширил горизонты. С тех пор как в 2014-м удмуртская деревня Старые Быги была признана культурной столицей финно-угорского мира и там начали проводить гастрономические фестивали «Быг-Быг», Анна стала настоящим мастером по выпечке.

«Есть в наших перепечах секретный ингредиент, – улыбается Анна Савельева. – Душа...»

Ещё одна ипостась Деда Мороза

Вдоль парковой тропинки пестрит красками ярмарка. Травяные ароматные чаи в больших склянках, кристальный мёд, национальная одежда, серебряные украшения, игрушки. Рядом задорно наяривает на трёхрядке гармонист. Да так, что у самого удмуртского Деда Мороза Тол Бабая ноги идут в пляс. Так и пристукивает своим волшебным посохом об землю, так и метёт подолом лиловой шубы да гостей зазывает пройтись по торговым рядам: «Проходите, гости дорогие!»

«Я – Зимний Дед, потомок алангасаров, – рассказывает свою историю Тол Бабай любопытной малышне. – Это существа, жившие до людей. Когда появились люди, алангасары ушли в горы, а я остался. Стал скитаться по горам, по лесам. Однажды зимой вижу: дети играют, веселятся. Я пошёл к ним. Ох, и весело было! На другой день они сами ко мне пришли, я стал сказки им рассказывать, на третий – игрушки дарить. С тех пор каждую зиму меня дети в гости ждут – так уж повелось. Мой посох волшебный: можно дотронуться до него и загадать желание. Только оно исполнится не сразу. А когда исполнится, знает только посох».

Детвора по очереди хватается за посох и с закрытыми глазами загадывает желания. Тол Бабай предупредил: глазки обязательно нужно закрыть.

Удмуртский Дед Мороз Тол Бабай обещал детворе, что волшебный посох исполнит желания. Фото: автор

– Почему на посохе олень? – спрашивает 6-летний Дима Шпагин, которого на удмуртский фестиваль привела бабушка.

– Это лось, – отвечает Зимний Дед. – Лось в У­дмуртии – символ мудрости.

– А как вас зовут?

– Тол Бабай.

– А по правде?

– Тол Бабай.

Дима недоверчиво качает головой и идёт фотографироваться с другим фольклорным персонажем – весёлым мужичком в смешной шапке и лаптях. Это Лопшо Педунь – герой народных удмуртских сказок. Рыжие волосы торчат в разные стороны, и улыбка ну прямо до ушей.

– Мой брат из русских народных сказок – Иван-дурак, – весело объявляет мужичок. – Я – весельчак и балагур. Во всём помогаю простому люду, наказываю зловредных богачей.

Удмуртский Иван-дурак Л­опшо Педунь всегда в отличном н­астроении. Фото: автор

Женское счастье

Пока одни гости прицениваются и присматриваются к удмуртским товарам, делают фото на память с Лопшо Педунем и Тол Бабаем, другие танцуют под песни в исполнении народных коллективов, которые привезли в Москву из Ижевска и его окрест­ностей солнечное настроение и немного истории. Красивые, яркие костюмы артисток на сцене украшают мониста из монет: традиционная национальная деталь одежды, по поверьям, защищающая женщину от сглаза и порчи.

– А ещё монисто показывало статус, – говорит 84-летняя участница ансамб­ля «Инвожо» Вера Потанина, готовясь к выходу на сцену. – Они передавались из поколения в поколение, от матери к дочери, и состояли из монет червонного серебра. И у многих участниц нашего коллектива сохранились старые монеты. На моём, например, есть монеты XVII в.

Пенсионерка Вера Потанина родом из Удмуртии, но всю жизнь прожила в Татарстане. Говорит, удмурты – трудолюбивый народ и радушный.

Соглашается с ней и москвичка Александра Никоненко, которая пришла на фестиваль удмуртской культуры с мужем Александром и маленькими сыновьями, Вовой и Витей.

– Мы каждые полгода бываем в Удмуртии, – признаётся Людмила Никоненко, которая буквально не стоит на месте: притопывает, прихлопывает. – У меня муж удмурт. Мы по­знакомились на работе. Я когда в первый раз побывала с ним в Удмуртии, влюбилась в неё отчаянно. Как будто душу свою нашла.

Автомат и любовь

В глубине парка, немного в стороне от главной сцены, крытая «военная» площадка. Деревянный настил, длинные столы по периметру, за которыми дети и взрослые тренируются в сборке-разборке автомата Калашникова под надзором кадетов кадетского пограничного центра «Граница» из Ижевска. Рядом тир.

– В честь 100-летия нашего великого земляка Михаила Калашникова на сегодняшнем фестивале мы решили показать себя, – поясняет педагог дополнительного образования кадетского центра капитан Михаил Мусихин.

К одному из столов подходит участник группы «На-На» Владимир Лёвкин. Пока его жена Маруся болеет за маленьких стрелков в тире, он берёт в руки автомат. Но видно, что разбирать оружие не собирается.

– А зачем? – говорит, взвешивая АК в руке. – Я на флоте служил, у меня отец военный: у нас оружия было много. Не скучают у меня по нему руки, а скучают по другому – мне на сцену!

– Кстати, когда Володя приехал в Ижевск свататься, я повела его в наш Тир Калашникова – гордость Ижевска, – подхватывает подошедшая к мужу Маруся, уроженка Ижевска. – Взяла автомат и – сразу в десяточку. Вот, говорю ему, смотри, какую девчонку замуж берёшь!

Кстати, сама Маруся на фестивале удмуртской культуры частый гость. А вот Владимир пришёл сюда впервые. Когда в прошлом году увидел видео, снятое женой на фестивале-2018, решил больше ни одного Гербера не пропустить...

Владимир Лёвкин и его жена Маруся пришли на Гербер, чтобы окунуться в семейную атмосферу этого праздника. Фото: автор

Интересные факты

Гербер-2019 оказался богат на звёздных гостей. Пришли лыжник Максим Вылегжанин (уроженец удмуртского села Шаркан) и абсолютный чемпион Европы по народному жиму, рекордсмен России по многоповторному жиму, представитель федерации «Союз пауэрлифтеров России» по Удмуртии Роман Скобкарев. На фестивале Роман установил мировой рекорд Книги рекордов Гиннесса, подняв за 2 м­инуты 50-килограммовую штангу 103 раза. Номинация – «Самый тяжёлый вес, поднятый за 2 минуты в жиме штанги лёжа».      

нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru