Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души21 голос15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

События29 января 2013 19:35Автор: Сергей Осипов

Сталинград: магия имени

Фото: flickr.com
Потери Красной армии составили 1 миллион 129 тысяч 619 человек

Средний срок жизни солдата, участника знаменитой битвы, был... сутки

70 лет назад на берегах Волги закончилась Сталинградская битва. О не самых известных страницах крупнейшего сражения Второй мировой войны рассказывает Алексей Шишов, сотрудник НИИ военной истории Военной академии Генштаба ВС РФ.

«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Алексей Васильевич, в каких временных рамках современные историки рассматривают Сталинградскую битву?

А.Ш.: - Началом считается 17 июля 1942 г., когда части, оборонявшие город на дальних подступах, встретились с немецкими танковыми группами. Окончанием - день 2 февраля 1943 г., когда была уничтожена окружённая в Сталинграде группировка фельд­маршала Паулюса.

«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Не секрет, что битва началась для Красной армии неудачно - с отступления в донских степях. Почему так случилось? Всё-таки на дворе стоял не 41-й год, уже была одержана победа под Москвой.

А.Ш.: - После поражения под Москвой командование германской армии отстаивало перед Гитлером ту точку зрения, что наступление на советскую столицу необходимо повторить. Гитлер же приказал наступать на другом участке фронта - на южном. Вот по какой причине: весной 1942 г. советские войска, воодушевлённые итогами Московской битвы, отбили у противника Харьков. Затем, однако, удача перешла к противнику - в Харькове была окружена 200-тысячная советская группировка. После потери такой массы войск заткнуть брешь на южном участке фронта было практически нечем - перед нем­цами замаячила возможность выйти к Волге и Северному Кавказу. Первым результатом этого было бы то, что Красная армия осталась бы без горючего - нефть в СССР тогда добывали только в Баку и Грозном.

«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Мы подошли к самой драматичной теме - уличным боям в Сталинграде.

А.Ш.: - Красная армия, прижатая к берегу Волги, испытывала большие проблемы со снабжением. Оно было возможно только по реке. Но днём она простреливалась немецкой артиллерией, а немецкие самолёты охотились за каждым катером. Оставалась только ночь, за которую в город нужно было привезти боеприпасы, еду и - самое главное - пополнение. Новой крови требовалось много: в среднем «срок жизни» рядового РККА, которого привозили в Сталинград с восточного берега Волги, составлял 24 часа. За это время он, по статистике, был обречён на ранение или смерть.

«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Какова была судьба гражданского населения города, значительную часть которого не успели эвакуировать?

А.Ш.: - До войны в городе проживало 400 тыс. человек - Сталинград был довольно крупным областным центром. К 23 августа, когда немцы вышли к Волге, успели эвакуировать около 100 тысяч. Ещё примерно 80 тыс. перевезли на левый берег позднее, так что в Сталинграде действительно осталось много гражданских лиц, в основном женщин и детей. До самого начала уличных боёв они рыли окопы и строили оборонительные сооружения. Оставшиеся мужчины, которых ранее не призвали в армию, - рабочие сталинград­ских заводов, пожарные, милиционеры - вошли в состав народного ополчения и почти поголовно погибли в мясорубке первых дней обороны города. Из тех жителей, что остались на правом берегу Волги, примерно 40 тыс. погибли при первом массированном авианалёте на Сталинград, когда было разрушено более половины жилого фонда.

«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Как изменился характер боевых действий, когда война пришла на городские улицы?

А.Ш.: - Бой в населённом пункте не зря считается самым тяжёлым в военной науке. В таких условиях теряет смысл большинство из того, чему учат офицеров в военных училищах. Основной боевой единицей, в отличие от войны на открытых пространст­вах, становится не полк, не батальон, даже не рота, а штурмовая группа из 10-15 человек, которой легче вклиниться в оборону противника.

Танк из средства прорыва превращается в кочующую огневую точку, которая имела шансы выжить в городе только под прикрытием пехотного взвода, пулемётной команды и отделения сапёров, которые расчищали перед танком завалы битого кирпича.

Что предписывается делать при авиа­налёте противника, когда война идёт в поле? Спрятаться в щель, окоп или рассредоточиться - проще говоря, разбежаться веером. А что делали солдаты РККА при налётах немецкой авиации в Сталинграде? Шли на самое тесное сближение с противником, чтобы самолёты, опасаясь попасть по своим, вообще отказались от сброса бомб.

Огромное распространение получило снайперское движение, которое развивалось не по приказу сверху, а скорее по инициативе снизу. Снайпер 62-й армии Василий Зайцев записал на свой счёт 225 солдат и офицеров противника.

«СтоЛИЧНОСТЬ»: - В современном Волгограде много памятных мест. Какие самые символичные?

А.Ш.: - Самым известным символом Сталинградской битвы считается дом сержанта Павлова, о котором достаточно много известно. (Солдаты каких национальностей его защищали, смотрите в выноске. - Ред.) Хочу рассказать другую историю: особым ожесточением, даже какой-то остервенелостью с обеих сторон отличались бои за сталинградский элеватор в 20-х числах сентября. Об этом можно прочитать и в советских, и в немецких мемуарах. Вот что наши пишут про последний день обороны элеватора: «Бой разгорался внутри здания. Мы чувствовали и слышали шаги и дыхание вражеских солдат, но из-за дыма видеть их не могли. Бились на слух». А вот что пишут немцы: «22 сентября. Сопротивление в элеваторе сломлено. Мы нашли трупы сорока убитых русских. Половина из них в военно-морской форме - «морские дьяволы». В плен взяли одного тяжелораненого, который не может говорить...»

«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Кому из советских вое­начальников принадлежала идея окружения 6-й армии?

А.Ш.: - Это было решение Ставки, то есть консолидированное решение советской военной и политической элиты. Выполнять его на месте были посланы три человека - Жуков, Василевский и Говоров, которые курировали, соответственно, Сталинград­ский, Донской и Юго-Западный фронты. Город, напомню, обороняли войска Василия Чуйкова. На самом деле идея окружения противника при помощи сходящихся фланговых ударов была вполне очевидной. Она неизбежно должна была прийти кому-нибудь в голову - любому грамотному штабисту.

«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Почему же она не пришла в голову немецким генералам?

А.Ш.: - Как не пришла - пришла! Только к зиме они оказались в ситуации, описанной в русской народной шутке:

- Мужики, я медведя поймал!
- Так веди его сюда.
- А он меня не пускает!

Это летом по донским степям наступать хорошо. А зимой отступать плохо. В почти захваченном Сталинграде нем­цы намеревались зимовать, а держать фланги милостиво разрешили своим союзникам - итальянцам, венграм, румынам, боеспособность которых была гораздо ниже, чем у нем­цев. Был под Сталинградом даже Хорватский полк! Вот именно по союзникам пришёлся основной удар советских войск, когда 19 ноября Ставка начала операцию «Уран». Прорвать кольцо снаружи немцы не смогли, а попытки прорыва изнутри Гитлер Паулюсу запретил. Он до самого конца не хотел, чтобы немецкие войска уходили из Сталинграда. Десяткам тысяч немецких солдат эта «магия имени» стоила жизни. 2 февраля 1943 г. в плен Красной армии сдалась 91 тысяча немецких солдат и офицеров. Из них в Германию вернулось не более 20% - остальные умерли в советских лагерях для военнопленных от истощения, дизентерии и других болезней.

«СтоЛИЧНОСТЬ»: - Каковы потери сторон?

А.Ш.: - По последним подсчётам, безвозвратные и санитарные потери Красной армии составили 1 миллион 129 тысяч 619 человек. Самыми крупными потерями в технике был 4341 танк и самоходная артиллерийская установка.

Германия и союзники потеряли 841 тыс. человек - примерно столько же, сколько до этого на всём Советско-германском фронте. При этом у немцев, по их собственным оценкам, убыль в танках равнялась их 5-месячному производству в самом Третьем рейхе и во всей покорённой Европе.

нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru