Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России34 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов5%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души22 голоса15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках24 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения61 голос41%
Предыдущие опросы

События26 декабря 2012 15:32Автор: Савелий Кашницкий

Тобольские узники

Фото: автор
Дом, ставший свидетелем трагедии царской семьи.

Семья Николая II провела здесь последние мирные дни

В 1708 году Пётр I разделил Россию на восемь губерний. Центром самой обширной, Сибирской, стал Тобольск. Его же считали крупнейшим пересыльным пунктом, откуда государственные преступники распределялись по всему суровому краю, где им предстояло мотать срок, а порой и всю оставшуюся жизнь.

Для приёма ссыльных на крутом утёсе, рядом с Софийским собором, выстроили тюремный замок. Первыми ссыльными оказались 800 шведов, пленённых после поражения армии Карла XII под Полтавой. Никакого доволь­ствия им не полагалось, на что жить - неизвестно. К счастью, среди них было немало строителей, рудознатцев, токарей, кузнецов, ювелиров. Силами шведов выстроена казна для хранения запасов пушнины - тогдашней «конвертируемой валюты». Это здание-перешеек соединяет два холма, на которых стоит Тобольский кремль и «летит» над низинной частью города.

Из известных ссыльных стоит вспомнить Александра Алябь­ева. Сын тобольского губернатора и уроженец этого города, он воевал в партизанском отряде Дениса Давыдова, после войны 1812 года, оставаясь гусаром, вёл разгульный образ жизни - карты, шампан­ское, женщины… В 1825 году во время карточной игры Алябьев уличил партнёра в жульничест­ве и, недолго думая, научил правилам приличия, прибегнув к рукоприкладству. Но гусару не повезло: назавтра шулер, которому, видно, досталось не впервой, скончался. Алябьева сослали в родной город. По слухам, он был близок к декабристам, поэтому Николай I не раз отклонял ходатайства о смягчении наказания. Оставшись в Тобольске, бывший гусар от скуки стал перекладывать на музыку стихи своих друзей-поэтов. Да так в этом преуспел, что романсы на его музыку исполняют и сегодня.

В сибирскую столицу ссылали и в более либеральные времена. Через тюремный замок прошли Петрашевский с Достоевским, Короленко, Керенский и даже Солженицын.

Фото: автор

Как свидетельствует главный инженер Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника Рихард Зиве (сам потомок пленного шведа), тяжёлые условия содержания узников, быстро доводившие многих до туберкулёза, стали ещё хуже при советской власти: на той же площади стали размещать вдвое больше заключённых, питание ухудшилось, прогулки сократили.

И всё же самыми знаменитыми тобольскими ссыльными оказались те, кого не заключали в тюремный замок. В бывшем доме губернатора летом 1917 года поселили семью отрёкшегося от престола императора Николая Романова. Они занимали восемь комнат второго этажа, на первом этаже жили 45 человек прислуги. Первые месяцы Романовым позволялось ходить на богослужения в соседнюю церковь, однако в январе 1918 года режим ужесточили: дом обнесли двухметровым забором, прогуливаться дозволялось только внутри. Семье резко сократили довольствие - стало невозможно за свой счёт содержать прислугу. Многие тоболяки, узнав о тяжёлом положении императорской семьи, подходили к забору и бросали через него медные монеты. Монашки из женского монастыря привозили еду, купцы передавали деньги.

По городу ползли слухи: там двойник императора, настоящий Николай II давно за границей. Чтобы проверить слухи, люди арендовали бинокли и с крыши соседней часовни рассматривали членов семьи Романовых, часто проводивших время на балконе за рукоделием и чтением книг.

Николая Александровича отправили из Тобольска на месяц раньше, чем детей. Спешный отъезд был связан с молвой, что в Тобольске скрывается несколько десятков белых офицеров, готовящих побег царской семьи.

Перевозил супругов комиссар Яковлев, заместитель Дзержинского. Даже он не знал места назначения узников. Солдаты из Екатеринбурга не советовали Яковлеву садиться в одну повозку с Романовыми: намекали на возможное убийство «при попытке бегства». Яковлев избрал кружной маршрут в Москву через Омск, стараясь избежать заезда в Екатеринбург, извест­ный своим революционным экстремизмом. Однако Екатеринбургский совет настоял на том, чтобы узников отдали ему. Романовым установили тюремный режим. Такой же, кстати, как и оставшимся в Тобольске детям - последний месяц они провели как узники.

Автор благодарит научного сотрудника Тобольского музея-заповедника Алексея Ламбина.

Интересные факты

В фондах музея-заповедника Тобольска хранится до 300 тыс. экспонатов по этнографии, археологии, палеонтологии, а также рукописные и старопечатные книги. Много образцов художественной резьбы по кости, лубочные картины, которые были собраны в деревнях Тобольской губернии конца XIX века.

В состав музея входят Дворец наместника, кабинет Николая II, научная библиотека, дом Корнилова (Корниловы - рыбопромышленники и владельцы пароходов, известные благотворительностью и активным участием в общественной жизни столицы сибирской губернии), музей истории духовной культуры народов Западной Сибири, комплекс тюремного зам­ка и детский учебно-методический центр. 

нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru