Разнотравье «Русского поля»
Десятки обертонов народной песни
Распевная волна этого хора, самого большого в мире, захлестнула ступени эскалатора и вылилась на платформу станции метро «Каширская», перевалила через проспект Андропова, заглушив рёв моторов, перелетела Москву-реку, накрыв луговину Нижней Перервы…
Самый большой в мире хор, как объявили его на поляне бывшего села Дьяково-Городище, собрал I Межрегиональный творческий фестиваль славянского искусства «Русское поле», прошедший в день древнеславянского и православного праздника Ивана Купалы в музее-заповеднике «Коломенское». В уникальной акции приняли участие хор им. Пятницкого, десятки фольклорных ансамблей, съехавшихся со всей России, и тысячи москвичей, решивших провести летнюю субботу, наслаждаясь русскими песнями и плясками.
«Россия - поющая страна, - доверительно сообщил огромной поляне народный артист РСФСР Михаил Ножкин, известный ещё и как исполнитель песен. - Хор - это особая идеология. Каждый участник, настраивая свой голос на общий лад, учится подчинять свою волю воле коллектива. В этом смысле хор - характерное российское явление».
Слова мудрого человека многократно подтверждались в течение этого длинного дня. Русские песни исполняли коллективы из Мордовии и Бурятии, казаки Кубани и Забайкалья. Звучали различные диалекты русского - поморский, донской, уральский, но все они составляли богатейшую полифоничную палитру необъятного русского искусства, как разнотравье июля - «макушки лета» - составляет единый зелёный ковёр
с проблесками непохожих друг на друга луговых цветов.
«Мы ничего не придумываем, - призналась солистка ансамбля народного танца «Туда-сюда» Марина Петина. - Каждый поворот плеча, аккорд, народное словечко мы высматриваем, выспрашиваем и вводим в свой арсенал, путешествуя по сопредельным с Россией западным землям».
В отличие от «Туда-сюда» ансамбль «Дрема» из города Трубчевска Брянской области опирается исключительно на местные традиции своего района. Благо стоящий «на перекрёстке» трёх братских стран - России, Украины и Белоруссии, - этот уголок Русской земли отличается своеобразным диалектом и таким сплетением культур, которое берёт корни в древнеславянском периоде русской истории. «В нашем городе стоит памятник легендарному Баяну, - рассказывает солист ансамбля Михаил Фроленков, - тому самому, что поминается в «Слове о полку Игореве».
Название ансамбля - «Дрема» - навеяно зелёными святочными игрищами, со Средневековья практиковавшимися в Сагутьеве - родной деревне М. Фроленкова. На границе весны и лета, в первый день Петрова поста деревенские девушки, украшенные венками из полевых цветов, сооружают ворота из двух берёзок, увитых молодыми травами, лентами и хлебными колосьями. С песнями и приплясами они несут эти ворота от реки Десны к деревенской околице, где их встречают ряженые старушки с мётлами из крапивы и полыни. Зачем?
Самый большой русский хор спел в «Коломенском». Фото: Эдуард Кудрявицкий |
Старушки метлами охлёстывают всех встречных, изгоняя нечистую силу.
Обряд сопровождается гряными (от глагола «грядет») песнями, сочиненными, как определили ученые из Санкт-Петербургского института культуры, еще в XIII веке. В трубчевских песнях, протяжных и задушевных, слышится местный диалект, навеянный влиянием белорусского языка: «Сядела русалка на бярезе»… На окрестных деревьях, в самом деле, сидят русалки – не очень одетые деревенские девушки, едва прикрытые ветками, травами и цветами. Они тоже изгоняют нечистую силу. Все деревенские жители трижды проходят под березовыми воротами, крестясь и выпрашивая на грядущий год избавление от хворей в голове, ногах и во всем теле. Потом все отправляются к Десне, девушки бросают свои венки в реку. Чей венок попадает на стремнину, той девушке ближайшей осенью светит замужество. Прибившийся к берегу венок означает: еще год просидеть тебе в девках. Ну, а совсем уж редкий случай – утонувший венок кличет беду. Высохшие ветки и травы несут на скотопрогонный шлях, где копытами вытаптывается всё та же нечистая сила. Окончательно избавившись от нее, веселая процессия затягивает новые, теперь уже шуточные песни, которыми стремится разбудить старушку Дрему. Если же на Петров пост устанавливается летняя жара, изготовляют лыковое мочуло, бросают его в реку, а заодно и девушек – так издревле вызывали дождь для обильного урожая.
Всё, рассказанное Михаилом Фроленковым, могло бы показаться Ольге Поляковой и Алле Стакановой из мурманского ансамбля «Россия» чем-то заимствованным с другой планеты. Для этих выпускниц музыкального училища и участниц самодеятельного коллектива стихия южно-русского фольклора кажется диковинной и забавной – я заметил, с каким детским любопытством они слушали песни гостей из Кубани. Их-то поморские напевы, со строгостью и сдержанным благородством, контрастом холода окружающей тундры и тепла человеческих отношений, настолько иные, что кажутся привезенными из другой страны. Песни, которые исполняют мурманчане, в большинстве написаны Владимиром Ковбасой (недавно ушедшим из жизни создателем и руководителем ансамбля, теперь «Россию» возглавляет его ученик Андрей Серов). Они представляют собой авторскую обработку древних поморских песен. Столь непохожие Кубань и Поморье – всё та же Россия, бескрайность которой – понятие не только географическое, но в такой же мере и культурное.
На импровизированной улице народных мастеров выставлены резные игрушки и лаковые миниатюры, кружева и берестяная посуда, керамика и чеканка. Гончар, мастер обрядовых ремесел из деревни Распопова Орловской области Игорь Лузянин знакомит желающих с малоизвестной черно-лощеной керамикой, исторически присущей его родным местам. Традиция ее изготовления уже была утеряна. Но находки археологов помогли любознательному мастеру возродить промысел. Синусоида, характерная для найденных черепков, в языческие времена означала реку жизни с ее чередующимися поворотами к удаче и огорчению. Рубчатая верхняя полоска символизировала берег горний, двойная нижняя – берег дольний. Трезубцы, ритмично расставленные внутри синусоиды, - это травка на пологом берегу. Такая бесхитростная модель мира, прочерченная на глиняной посуде. Этот орнамент Игорь взял за основу распоповской черно-лощеной керамики, сегодня изделия в этом стиле представлены в том числе и на фестивале в «Коломенском». Возродить деревенский промысел силами одного человека было бы немыслимо, считает Игорь. В этом процессе участвовала вся деревня: кто-то добывал глину, кто-то заготавливал дрова для обжига, один следил за формой, другой за рисунком.
Ежегодно к новому урожаю каждый деревенский житель обновляет яровой горшок – использовать прежний, потерявший силу боязно: вдруг накличешь худородную осень. За яровым горшком идут, разумеется, к мастеру. Деньги в деревне никто никому не платит – рассчитываются только услугами. Вот так, совместными силами и возродилась в Распопове черно-лощеная керамика, берущая начало еще в дохристианском VIII столетии.
В фестивале «Русское поле» приняли участие 75 землячеств Москвы. Все участники и гости пожелали празднику стать традиционным и ежегодным. Чтобы на каждого Ивана Купалу народная песня разливалась по всей столице.
-
В Москве проходит общественно-просветительская акция «Казачий диктант-2024»
06 декабря 2024 21:47 - 03 декабря 2024 19:08
- 03 декабря 2024 19:02
- 03 декабря 2024 18:52
-
Доброе утро! Адрес редакции: 107996, Москва, ул. Электрозаводская, 27, стр. 4, тел. 735-44-47
-
Здравствуйте! Где можно найти контакты редакции?