Меж судьбами и берегами

Большой Москворецкий мост. Когда-то в его окрестностях располагался самый старый московский мост — Воскресенский.
Как по мостам столицы читать историю людей, города и страны.
Несколько дней назад, 29 ноября, был День мостов. Мост – это не просто инженерное сооружение. Это материализованный символ преодоления, протянутая через преграду рука помощи, дружбы и единства. Мост соединяет не только разделённые участки суши, он связывает эпохи, культуры и человеческие судьбы. Взглянем на молчаливых свидетелей московской истории, в чьих названиях, конструкциях и архитектурном облике хранится история людей самых разных национальностей.
Типично деревянно
Столица России стоит не только на семи холмах, но и на сотнях мостовых опор. У каждой своя, порой неприметная история. Некоторые стали настоящими легендами, в которых, как в зеркале, отразилась многонациональная душа Москвы – города, который всегда был открыт миру.
«Москва на самом деле читается по мостам не хуже, чем по хроникам. В Москве одна из крупнейших мостовых систем Европы», – поясняет директор Института СТЭИ, москвовед, научный руководитель проекта «Вода Москвы» и член российской делегации в ЮНЕСКО Вадим Петров.
По словам эксперта, первый достоверно известный мост в Москве – Воскресенский, он же Ильинский, упомянутый в начале XV века. Стоял он у Кремля, в районе нынешнего Большого Москворецкого моста. Тогда это была типичная для эпохи деревянная переправа. Мосты в Москве очень долго были именно деревянными, и только в XVII–XVIII веках начинается переход к капитальным конструкциям.
Картина Аполлинария Васнецова «Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке». 1926 год. Фото: Wikipedia.org
Открыточный вид с армянским акцентом
Строительство Москвы на всех этапах её истории было делом глубоко интернациональным. Со всей России
и из-за рубежа сюда съезжались лучшие инженеры и архитекторы, привнося свой уникальный опыт и культурный код. И мосты столицы – одно из самых ярких тому подтверждений.
Один из самых знаменитых открыточных видов Москвы – панорама Кремля с Большого Москворецкого моста. Соединяя Васильевский спуск с улицей Большая Ордынка, он неотъемлемая часть центрального архитектурного ансамбля.
«Иностранные инженеры играли в московском мостостроении заметную роль. Самый известный пример – проектирование и перестройка Москворецкого моста, где в разные периоды участвовали иностранные мастера, включая представителей армянской инженерной школы, среди которых выделяется архитектор Сардарян», – говорит москвовед Петров.
Современный облик мост приобрёл в 1936–1937 годах по проекту архитектора Алексея Щусева и его ученика, соавтора Патвакана Сардарьяна. Талантливый советский архитектор армянского происхождения, именно Сардарьян принял многие ключевые архитектурные решения.
Стеклянная стрела Багратиона
Из исторического центра перенесёмся в сердце деловой Москвы XXI века. Среди устремлённых ввысь небоскрёбов «Москва-Сити» расположился один из самых современных мостов столицы – торгово-пешеходный мост «Багратион», построенный в конце прошлого века. Этот крытый стеклянный мост, соединяющий две набережные, – не просто переход через Москву-реку, а полноценное общественное пространство. Своим названием он обязан великому сыну грузинского народа и герою России – князю Петру Ивановичу Багратиону.
В Бородинской битве генерал Багратион командовал левым флангом, на который пришёлся главный удар французов. Здесь, на знаменитых Багратионовых флешах, он был смертельно ранен. Таким образом, современный мост в деловом центре столицы носит имя героя, отдавшего жизнь за защиту этой земли.
Немецкая слобода Дангауэровка
Не все мосты Москвы поражают парадной красотой, но многие хранят не менее интересные истории. Таков Дангауэровский путепровод, перекинутый над путями Казанского и Рязанского направлений железной дороги. Это утилитарное сооружение носит имя, уходящее корнями в историю немецкого предпринимательства в России. В 1869 году коммерсанты Генрих Дангауэр и Христиан Кайзер основали здесь котельно-литейный завод. Предприятие росло, и вокруг него сформировался рабочий посёлок – Дангауэровская слобода. После революции завод был национализирован, но название местности сохранилось в имени путепровода.
«Это было немецкое поселение конца XIX века. Название прошло через советский период и сохранилось, по сути, как живой осколок исчезнувшей этнокультурной топографии Москвы», – уточнил Вадим Петров.
Испанский гений
Говоря о мостах, нельзя не упомянуть Августина де Бетанкура. Этот выдающийся испанский инженер и архитектор на русской службе в начале XIX века не построил в Москве конкретного моста, но сделал нечто большее. Он основал в Санкт-Петербурге Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Именно его выпускники строили по передовым технологиям самые новаторские мосты по всей империи, в том числе и в Москве. Его вклад – это интеллектуальный фундамент всей отечественной школы мостостроения.
А ещё некоторые мосты носят имена, напрямую связывающие Москву с культурой других народов. Яркий пример – мост Богдана Хмельницкого у Киевского вокзала, символ многовековой связи народов и культур Великой Руси. Не менее говорящее название и у Крымского моста. Оно отсылает к располагавшемуся в здешних окрестностях в XVI–XVII веках Крымскому двору, где останавливались послы и торговцы из Крымского ханства.
-
Святые места столицы: вехи, виды, смыслы
09 декабря 2025 20:17 - 21 октября 2025 17:16
- 17 сентября 2025 15:25
-
Поволжский немец с русскою душой
12 августа 2025 19:36

