Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души21 голос15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Образование21 мая 2019 21:11Автор: Фёдор Пономарёв, Светлана Болотникова

Зачем смотреть в прошлое?

Фото: wikipedia.org
Кавказская война была долгой и кровопролитной

На истории нельзя спекулировать.

Кавказская война закончилась 155 лет назад, 21 мая 1864 года. Виталий Бондарь, кандидат исторических наук, эксперт Российской академии наук и Наталья Варивода, кандидат исторических наук, рассказали «СтоЛИЧНОСТИ» о том, почему важно знать правду и как война повлияла на народы.

Жернова империй

– Виталий Вячеславович, Кавказская война закончилась более полутора веков назад. Как сейчас её оценивают историки? Получается у них не впадать в крайности?

– Учёные тоже люди, и спорить без уклонов в ту или иную сторону не у всех выходит. Любая война – это жертвы. И даже спустя такое количество лет она вызывает множест­во эмоций. По прошест­вии полутора веков у историков есть разногласия во взгляде на само событие, на его периодизацию, на этапы, даже на наименование.

– Что, на ваш взгляд, самое болезненное в этих спорах об итогах Кавказской войны? О чём сложнее всего договориться?

– Самое болезненное всегда – это вопросы интерпретации. Я не говорю о крайних случаях, когда люди подтасовывают факты, подбирают их под свою заранее сложившуюся концепцию или вовсе пытаются спорить убеждениями, – это уже за рамками нормальной дискуссии.

У переселившихся на Кубань черномор­ских казаков и вовсе поначалу складывались нормальные отношения с адыг­скими племенами. Серьёзно испортились они после Бзиюкской битвы в 1796 г. Позже адыгские племенные союзы договорились между собой, но факт решающего участия черноморцев не забыли. К началу XIX века у горцев считалось нормальным совершить набег на Черноморскую кордонную линию: угнать лошадей, взять в плен. Казаки к такому положению дел поначалу не были готовы. Численность их на кордонных линиях, в Черноморском и Линейном войсках была невелика, зачастую они не могли оказать достойного отпора. Понадобилось несколько десятилетий, чтобы наладить систему быстрого возмездия за набеги. На начальном этапе войны агрессорами выступали горцы. Когда же Турция уступила левобережные территории (а они принадлежали Османской империи), всё поменялось – тут уже нужно говорить о захватнической войне со стороны Российской империи.

– Генерал Николай Раевский в письме сравнивал действия армии на Кавказе с покорением испанцами индейцев. Жестокость – отличительный признак того времени?

– Вы считаете, в наше время войны менее жестокие? Нет, просто современные сражения стали более техногенными. Рукопашная схватка – редкость, и даже обычный общевойсковой бой ведётся на других расстояниях. Человек, который стреляет из орудия, не смотрит в глаза противнику, не знает, скольких он уничтожил. Но если говорить о Кавказской войне, то она, конечно, была и долгой, и кровопролитной. С огромными жертвами с обеих сторон.

Я бы отметил ещё одну отличительную черту Кавказской войны, извест­ную из источников и художественной литературы, – множественные факты благородного, рыцарского отношения непримиримых противников друг к другу. Это большая отдельная тема. 

Во время Кавказской войны среди военачальников и политических деятелей были сторонники мирного решения вопроса, которые не форсировали военные события, искали точки соприкосновения. И это при­носило добрые плоды. Например, Григорий Антонович Рашпиль – великий во многом человек – понимал, что одними военными мерами можно вызвать лишь озлобление. Если цепляться за крайности, то мы никогда не придём к согласию.

Сейчас нужно говорить о том, что была такая война, что она не должна никогда повториться. Мы сегодня – соотечественники, граждане одного государства, и те события не должны влиять на нынешние отношения между людьми.

Самовар и лезгинка

Любая война заканчивается. И мир кавказского человека независимо от национальности после той войны изменился. Как?

– Кавказская война не разрушила нажитые веками традиции куначества и торгово-экономических связей, – уверена Наталья Варивода. – Живущие бок о бок с горцами казаки многое у них перенимали. Использовали в быту такую же утварь, носили похожую одежду, осваивали кавказские блюда. В поле работали кабардинским плугом, разводили скот кабардинской породы, строили турлучные жилища.

В то же время русские переселенцы способствовали тому, что на Северном Кавказе развивались садоводство, огородничество, строительство. Кустарные промыслы горцев по производству бурок, черкесок, оружия, ювелирных изделий становились ремёслами. Местные народы перенимали более высокую технологию земледелия, стали применять озимые посевы, высевать новые для них культуры – гречиху, рожь, подсолнечник. Семена они покупали или получали в подарок от русских крестьян. Заимствовали фабричные плуг и борону.

В домах горцев стали появляться высокие, как у казаков, столы, стулья, русские печи, самовары, фарфоровая и фаянсовая посуда, зеркала и часы. В то же время русские перенимали технику строительства саманных жилищ с плоскими крышами. Казаки любили, как и их соседи, вешать на стены оружие и доспехи, горкой складывать постели и одеяла, выставлять медную посуду.

Взаимообогащение было и в военно-бытовой сфере. Казаки ценили оружие, конское снаряжение, заимствовали у горцев военное воспитание, скачки, приёмы наездничест­ва и одежду, которая в конце концов стала формой Терского и Кубанского казачьих войск.
Вот это взаимное уважение и  осознание ценности друг друга и привело к окончанию войны и  многолетнему мирному сосуществованию.

А что значил и значит Кавказ для великой русской литературы и в целом мировой культуры – это тема сотен книг и научных исследований...

Интересные  факты

Формально Кавказская война началась в 1817-м.

Основные военные дейст­вия развивались на двух направлениях – Западном (Абхазия и Черкесия) и Северо-Восточном (Дагестан и Чечня). На северо-востоке Кавказа война закончилась в 1859-м, когда возле аула Гуниб князь Александр Барятинский пленил имама Шамиля.

После пленения Шамиля возили по центральным городам российской империи (Москва, Петербург, Киев), устраивали ему встречи с первыми лицами империи. «Если бы я знал, какая Россия – большая и могучая страна, я никогда бы против неё не воевал» – такие слова Шамиля передавали императору Александру Второму.

С 1859 по 1864 гг. война продолжалась на Западном Кавказе – территории современного Краснодарского края, Адыгеи и Абхазии, – в это время многие горцы покинули родные селения и перебрались в Турцию. Завершилась война 21 мая 1864 года в горном селении Кбаадэ (район современной Красной Поляны), когда в лагере соединившихся русских колонн отслужили молебен по случаю победы.

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru