Чтобы учить, надо любить
Дети мигрантов нередко сдают ЕГЭ по русскому лучше местных ребят
Эксперты предрекают: через несколько лет треть учеников московских школ будут составлять дети мигрантов. Но уже сейчас есть школы, где таких ребят даже больше. А дети москвичей начинают из этих школ с такой же скоростью убегать. Как избежать деления на «своих» и «чужих»? Не изолировать детей, а помогать?
Дети мигрантов, пришедшие в обычную столичную школу, плохо говорящие или вообще не говорящие по-русски, - большая проблема и для учителей, и для учеников. Первым приходится разжёвывать темы, которые вторым уже давно понятны, а потому вызывают скуку и раздражение. В итоге программу никто не осваивает. Чтобы полноценно учить таких детей, в 13 столичных школах организованы школы русского языка. В Восточном округе это школа № 1076. Русский как иностранный в ней преподают уже почти десять лет. Ещё в начале 2000-х по инициативе комиссара ЮНЕСКО в школе организовали группы по изучению русского языка для детей афганских беженцев. Потом, в связи со спецификой района (рядом был Черкизовский рынок, где в основном и торговали приезжие), потребности выросли, и руководство школы попросило разрешения расширить количество курсов, чтобы обучать русскому языку и детей других национальностей. Сейчас в школе больше всего учеников из Таджикистана (104), Киргизии (102), Азербайджана (35), Афганистана (34) и Узбекистана (29). По нескольку человек из Армении, Грузии, Молдовы, Украины, Вьетнама, Турции и Пакистана. С началом войны в Сирии появились сирийские ребята.
«Обучение длится год, - рассказывает Светлана Фомичёва, директор школы № 1076. - Основные предметы - грамматика, фонетика, речевая практика, по два раза в неделю физкультура и труд. Кроме этого, с детьми занимается этнопсихолог. Во второй половине дня ученики могут выбрать кружки - хор, ритмику, изостудию. Через год Московский институт открытого образования проводит независимое тестирование, и мы распределяем детей по классам. Самые обучаемые детки - младшие, которые ещё не учились ни на каком языке. Они очень быстро усваивают язык. Сложности возникают, когда ребёнок проучился несколько лет на родине, даже если занимался в русской школе. Очень тяжело даётся язык вьетнамцам - у них совершенно другой речевой аппарат. Больше всего настроены на хорошее образование киргизы. Поэтому и результаты соответствующие. Например, в позапрошлом году киргизская девочка получила 90 баллов на ЕГЭ по русскому языку. Закончив школу, многие из них уезжают продолжать обучение за границей».
Из-за того что в школе очень мощная языковая подготовка (19 педагогов, в том числе учителя музыки, биологии, географии, имеют квалификацию учителей русского как иностранного), большинство учеников очень хорошо сдают ЕГЭ по русскому, двоек не бывает ни у кого. А вот математику заваливают частенько. «В обычных общеобразовательных школах программа по математике слишком сложная, - считает Светлана Николаевна (кстати, по специальности она учитель математики на английском, много лет проработала в школах разных стран Африки). - Если посмотреть английские и американские программы, то они проще. Но при этом у них же дети не вырастают глупее наших! А если ребёнок пришёл в школу в 10 лет, но даже не знает таблицу умножения, как быть? Гуманитарные-то предметы он нагонит. Потому по математике у нас и результаты слабее. Вот недавно наш ученик, парень из Азербайджана, занял 2-е место в соревнованиях по борьбе. Но у него с геометрией проблемы, велики шансы, что он не сдаст ЕГЭ по математике».
Но вот что реально обижает и детей, и учителей - ребята без постоянной прописки не имеют права участвовать в городских конкурсах и даже посещать школьный лагерь в каникулы. А очень многие из них талантливы. Есть проблема и с общением после уроков. Поскольку школа - единственная на округ, очень многих малышей родители возят издалека, и это для них очень тяжело.
Межнациональную рознь вносят сами взрослые, говоря своим детям: «Ты в эту школу не пойдёшь, там одни эти...» «Один папа пришёл в первый раз в школу за ребёнком, увидел, кто учится, и говорит сыну: «Ты из этой школы уходи, здесь одни таджики. Тебе нужно в русскую школу идти». А сам мужчина таджик», - смеются учителя.
«Люди едут сюда не от хорошей жизни, и их дети точно в этом не виноваты», - подводит итог Светлана Николаевна.
Интересные факты
Как у них?
Во Франции для приезжих нет специальных классов или курсов адаптации. По мнению французов, лучше всего - свободное погружение в языковую среду страны пребывания.
В Швеции, где мигрантов более миллиона, в каждом районе есть бесплатные языковые курсы шведского и английского.
В Германии все дети учатся вместе. Большинство детей мигрантов занимаются очень успешно и поступают в ведущие немецкие вузы (до трети студентов там мигранты).
В США с 1950-1960-х гг. в школах активно используется «методика мозаики». Класс делится на 4-5 групп, в каждой выбирается эксперт. Учитель даёт разные задания группам и экспертам. При таком подходе хочешь не хочешь научишься общаться, чтобы получить результат.
- 03 декабря 2024 18:47
-
Правило большого мегаполиса: приезжего поддержат земляки
03 декабря 2024 18:38 - 12 ноября 2024 19:36
- 12 ноября 2024 19:18