Лето началось с праздника
В Доме национальностей провели фестиваль «Счастливое детство».
Юные москвичи – этнические казахи – уже не первый год начинают каникулы с праздника: отмечают День защиты детей ярким фестивалем, в котором органично сплелись песни и танцы, сказки и легенды их предков, с традициями города, в котором они живут и учатся.
Из Казахстана с любовью
Многолюдно... Московский дом национальностей звенит от детского смеха. На улице жарковато, поэтому первые гости, заходя в здание, обмахиваются импровизированными веерами. А юные «артисты» готовятся выйти на сцену, поправляя на своей голове борик (войлочную шапку с меховой опушкой из волка или лисицы) или тымак (зимнюю шапку из овчины). Азамат энергично репетирует народный танец рекрута и признаётся, что он хоть и родился в Москве, но гены и культурный код сына степей наградили его терпимостью к жаре и холоду: «Мой ата (дедушка) в 40-градусную жару носит не только борик, но и тёплый халат, при этом добавляет в раскалённый кесе (фарфоровую пиалу) с чаем щепотку соли (а порой ещё и молоко). Он говорит, что это от наших предков – торе (так в Казахстане называют потомков самого Чингисхана). Поэтому дедушка бодрый, весёлый и много поёт. Ему скоро 100 лет. Я буду как он, мне не бывает жарко».
«Счастливое детство» – это не только дань культуре народа, но и благодарность новому дому, который тепло принял трудолюбивых казахов, став им второй родиной и семьёй. Об этом читали стихи и пели песни, на русском и на казахском. Руководитель Казахской национально-культурной автономии Москвы Айшат Байгазиева отметила, что казахи чтят традиции дома, который принял их и стал родным, и учат этому своих детей.
Где родились тюльпаны
Пока подруги Азамата услаждали слух пением о любви мудреца Жиренше и красавицы Карашаш и резво отплясывали народный танец «Камажай», в фойе развернулась выставка народных промыслов. Можно было потрогать, примерить и послушать занимательные рассказы, похожие на сказки. В казахских орнаментах, как и в народных мифах и легендах, таятся смыслы и знаки, идущие из глубины веков. Все они передавались от поколения к поколению народными мастерами и мастерицами и дошли до нас.
«Практически все наши узоры можно «читать». Например, у нас есть обычай: девушка, вышедшая замуж, через некоторое время после свадьбы присылает своим родственникам подарок. И не просто подарок, а «весточку» о том, как она живёт в доме мужа. Если вышит был высокий и худой человек, а рядом с ним полный и маленький, то это означало, что живёт девушка плохо. Если же на подарке изображался клюв птицы, то родители знали, что девушка живёт в чужом доме как вольная птица. И после этого радостного известия родители невесты устраивали праздник», – объясняет Мадина Бекбергенова. И хотя она родилась в Омске, а учится в Москве, о своих предках, горько-солёном озере Тузколь и, конечно, о том, что именно Казахстан – родина тюльпанов, девушка может говорить часами.
Кстати, споры о том, откуда всё же родом этот весенний цветок – из Казахстана или из Голландии, ведутся уже несколько столетий. Казахи утверждают, что родом тюльпан с их земли, а точнее – из ущелья Бериккара, да и шапки (мужские и женские) по своей форме, если присмотреться, напоминают как раз эти утончённые цветы. «Наши учёные провели исследование и доказали, что более 10 млн лет назад первые ростки диких тюльпанов пробились из казахстанской земли. Порядка 500 лет назад первые луковицы попали в Турцию, а оттуда уже в Голландию, где они стали предметом селекции и распространились по всему миру. Сегодня с ребятами мы создали орнаменты с тюльпанами. И я напомнила им сказку про Алдар-косе – хитрого пройдоху и грозу жадных, глупых баев. Это наш, казахский прототип Робин Гуда», – делится мама троих детей Айнагуль Исимбекова.
Взрослые в этот день вспомнили, что и сами были детьми, и вместе с ребятами учились казахским танцам и игре на домбре, а ещё читали друг другу сказки. А турнир по «Тогыз кумалак» (старинная настольная игра на логику) превратился в настоящее сражение, в котором победила, конечно, дружба.
Голова казахского дастархана
И обязательно был пир или большой дастархан (стол), где подавали традиционные баурсаки – символы солнца и счастья у кочевников, не только у казахов, но и киргизов, монголов, таджиков, узбеков, татар и башкир. Но голова казахского дастархана – не они.
«Если пиала горячего напитка обожгла только тело, значит, вы пили воду. Ибо чай согревает и душу» – так говорят казахи о своём любимом напитке и считают его ханом ханов за любым столом. Но если в русских традициях гостеприимства полная чашка чая – знак уважения к гостю, то у казахов всё наоборот. «Чем меньше налить чая, тем чаще его подольют, и у гостя всегда будет кипяток; а чем чаще подливают чай, тем больше демонстрируют заботу о госте, больше уважения, больше времени на беседу», – объяснила юная Аружан, ответственная за чайную церемонию.
Пили чай, рассматривали подарки, фотографировались, обсуждали планы на следующий фестиваль. Ведь всего каких-то 12 месяцев – и пора снова подводить итоги, выбирать победителей, а пока впереди каникулы – время, когда звёзды светят ярче, деревья большие, лето бесконечно, а детство только счастливое.
-
В Москве проходит общественно-просветительская акция «Казачий диктант-2024»
06 декабря 2024 21:47 - 03 декабря 2024 19:08
- 03 декабря 2024 19:02
- 03 декабря 2024 18:52